Слайд 2
Когда буддизм стал проникать в Китай и возникла
необходимость в местах, где верующие могли молиться и совершать
обряды, первыми стали возникать пещерные храмы. Эта традиция пришла из Индии, где Шакьямуни часто проповедовал именно в пещерах, и, кроме того, такие святилища не требовали больших финансовых затрат.
Слайд 3
Со временем архитектура пещерных храмов стала приобретать черты
традиционного китайского зодчества: стены стали украшаться яркими росписями с
изображениями святых, животных и растений, священные ступы были вытеснены статуями Шакьямуни.
Слайд 4
Иногда буддийские храмы вырубались в отвесных скалах, и
оставалось только гадать, каких усилий это стоило строителям. У
верующих и странников такие храмы вызывали чувство трепета перед величием буддийской веры. Вот как описывает увиденное один из путешественников: «Там, где облака касаются горных отрогов, высятся каменные изваяния Будд, сотни пещер, тысячи статуй божков. Трудно поверить, что сотворены они руками человека, а не чудодейством богов».
Слайд 5
О грандиозности и масштабах пещерных храмов можно судить
по частично сохранившимся пещерам Лунмэнь («Драконьи врата») в пригороде
Лояна, провинция Хэнань. Начало строительства этих пещерных храмов датируется 5 веком нашей эры. Самое крупное помещение в комплексе – зал шириной 36 м и глубиной 41 м, в центре которого установлена 17-метровая статуя Будды. Пещеры Лунмэнь сильно пострадали в XIX-XX вв: часть бесценных глиняных и каменных скульптур была вывезена заграницу интервентами, часть разрушена во времена Культурной революции. Но, несмотря на принесенный урон, в сохранившемся пещерном комплексе насчитывается 60 пагод, 2345 ниш разных размеров и почти 110 000 каменных изваяний будд и святых.
Слайд 7
Пещерные храмы не только сыграли важную роль в
развитии буддизма в Поднебесной, но и являются незаменимым источником
информации об истории древнего Китая: в пещерных храмах можно увидеть фрески, на которых изображены старинные городские улицы, не сохранившиеся до наших дней дворцы, сады, лавки, мосты, жилые дома, бытовые сценки из жизни людей и т.д. Фресковая живопись, глиняные и каменные скульптуры пещерных храмов заняли важное место в истории изобразительных искусств Китая.
Слайд 9
По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и
углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей
и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII—IX вв.).
Слайд 10
Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых
(Биньян, 500—523, Гуян, 495—575, и Фынсянь, 627—675) включают статуи
буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672—676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Лунмэнь характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.