Слайд 2
Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве.
Сложность заключается в том, что такое портрет, для чего
его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение.
Для того, чтобы вызвать у детей интерес, желание к восприятию портретной живописи, воспитатели проводили беседы с рассматриванием фотографий, эмоций человека, предлагали посмотреть друг на друга и рассказать о своем товарище глядя на его лицо.
Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. Рассматривая портрет В. А.Серова «Мика Морозов», воспитатели обращали внимание на глаза, губы, брови, в которых видно проявление смешанных чувств ребенка: удивление, недоумение, порыв и сдержанность, желание узнать, а что там, и некоторый страх перед неизведанным.
Предлагали детям пофантазировать, что же такого неожиданного, таинственного, интересного увидел мальчик. Дети дополняли картину эпизодами, которые могли бы вызвать такое эмоциональное состояние у Микки Морозова: «кто-то постучался, скрипнула дверь, кто-то прополз….»
Слайд 3
О ком рассказывает портрет
Вызвать у детей интерес к
новому жанру живописи – портрету, желание его внимательно рассматривать,
эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствии и радость от встречи с ним. Развивать воображение и образное мышление.
Познакомить детей с портретом как жанром живописи, подводя их к пониманию того, что портрет – это изображение реального, конкретного человека, который живет сейчас или жил когда-то.
Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.
А.Мыльников Верочка
Д.Рейнольдс
Плутовка
Слайд 4
«Портрет крестьянки в русском костюме». И. П. Аргунов
Продолжать
знакомить детей с портретной живописью, развивая эмоциональную отзывчивость, способность
сопереживать, любоваться мастерством художника, его добрым отношением к своей модели – простой крестьянке; формировать воображение, фантазию детей. Поддерживать стремление обсуждать картину, высказывать собственное отношение к ней.
И.Аргунов Портрет Неизвестной в русском костюме
Слайд 5
И.Архипов Девушка с кувшином
Развивать видение художественного образа в
единстве содержания средств выразительности. Обратить внимание на рисунок, передающий
спокойное, мягкое, доверчивое выражение приятного лица с нежным румянцем, чуть тронутые улыбкой губы, чистые, ясные глаза, плавные, округлые линии шеи и плеч.
Учить детей всматриваться в лицо, определяя состояние, настроение человека.
Развивать способность чувствовать созвучность настроений, выраженных в музыке и живописи.
И.Архипов Девушка с кувшином
Слайд 6
«Портрет»
Дать первоначальное понятие портрета как жанра живописи. Учить
рассматривать портрет.
Формировать представления о содержании портрета (о чем художник
может рассказать в портрете).
Продолжать формировать у детей знания о портрете, средствах его выразительности. Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
А.Венецианов Захарка
Слайд 7
Рассматривание портрета «Стрекоза» И. Е. Репина
Продолжать развивать у
детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться
на настроение героини, сопереживать ей, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, общаться по поводу увиденного. Развивать зрительные ассоциации.
Формировать у детей видение колорита.
Продолжать формировать у детей знания о портрете, средствах его выразительности. Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
И.Репин Стрекоза
Слайд 8
Рассматриваем портрет девочки. Интересуемся у детей: как и
когда (в какое время года и дня) Репин пишет
дочь? (Сидящей на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ясным, солнечным летним днем. Судя по золотистым колосьям, это конец лета). Спрашиваем: "Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, дает ему еще одно название "Стрекоза"? Кого обычно так называют? Каких по характеру детей? Почему, не "Бабочка", например? Девочка-стрекоза и девочка-бабочка - это два разных образа? Сами насекомые разные? Как летает бабочка и как стрекоза?" (Бабочка во время полета довольно монотонно машет крылышками, а стрекозы летают стремительно, а потом могут сидеть, не шелохнувшись. Бабочка безобидна, а стрекоза - разбойница, на лету схватывающая насекомых). "Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери "Стрекоза"? Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы?" Рассматриваем с детьми платье Верочки. Оно пестренькое, в расцветке соседствуют природные желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делает платье многослойным, состоящим как бы из множества чешуек-крылышек. Спрашиваем: "Внешняя ассоциация (сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы) - это главная причина названия портрета? Может быть, важнее всего характер девочки? Можем ли мы что-нибудь сказать о характере Верочки, судя по ее позе и ее "манерам"?" "Может быть, это паинька? Послушная и робкая девочка? Почему "нет?" (Она сидит на жерди, достаточно высоко от земли. Туда еще надо суметь забраться. Но она сидит уверенно, ей уютно. Видно, что для Верочки такое поведение дело обычное: у нее спущены чулки, и нам понятно, что ее это не очень-то заботит, она сидит и покачивает правой ножкой). Спрашиваем: "Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет?", "Сколько ей, по-вашему, лет?" (На самом деле, Верочке 11 лет). "Как мы можем судить о характере Верочки по выражению ее лица?" (У нее умное лицо девочки "с характером", ребенка смышленого, своенравного, бесстрашного, любознательного, остроумного.
Слайд 9
«Портрет Микки Морозова». В. А. Серов
Продолжать формировать интерес
у детей к живописному портрету, желание его внимательно рассматривать,
сопереживать эмоциональному состоянию мальчика, любоваться мастерством художника.
Закреплять у детей видеть выразительность позы, ее единство с выражением лица и колоритом картины.
Продолжать закреплять знания детей о портрете, средствах его выразительности, о последовательности рассматривания портрета.
Активизировать речь детей эстетическими и искусствоведческими терминами.
В.Серов Портрет Мики Морозова
Слайд 10
Как вы думаете, что это
за имя "Мика"? Подходит ли оно мальчику? Сколько, на
ваш взгляд, ему лет? (от 4 до 6). Что на картине помогает нам сделать вывод о возрасте мальчика? (Он маленький по сравнению с большим креслом; само кресло покрыто цветастыми мягкими подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрытый рот, что выдает его детскую непосредственность). Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток: художник пишет Мику утром? Днем? Вечером? (Мика в ночной рубашке, волосы растрепанны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед самым сном). Как мальчик сидит в кресле? (На краешке и таким образом, что кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть, куда-то побежать). Ног мальчика не видно. Как вам кажется: Мика босой? В тапочках? - Что больше соответствует его образу? Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, его внешнему виду? (Есть живость уже в самой позе Мики, в том, как растрепаны его волосы). А если судить по выражению лица? (Судя по выражению его лица, он бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец). Какой природы эта живость характера: она от ума или пока еще от отсутствия ума? Как вам кажется: если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или он непоседливый ребенок, который более склонен бегать и резвиться? (Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Судя по всему, это впечатлительный мальчик, в котором природная резвость уживается с развитым воображением, с умением слушать).
Слайд 11
«Смеющийся солдат»
(фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы»). В.
И. Суриков
Формировать у детей интерес к портрету, желание его
внимательно рассматривать, получать радость и удовольствие от мастерства художника, откликаться на эмоциональное состояние героя и сопереживать ему.
Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими определениями: веселый, радостный, бодрящий, ясные глаза, добрый молодец, удаль молодецкая.
В.Суриков Смеющийся солдат
Слайд 12
В.Тропинин Портрет сына художника
«Ознакомление с детским портретом».
Учить рассматривать
портреты детей в произведениях русских художников: А.Венецианова, В.Тропинина, И.Репина,
М.Башкирцевой. Учить сопереживать, передавать своё отношение и впечатление к образу на портрете. Определять характер портрета, сочетание цветов, которые художник использует для создания портрета. Закрепить знания детей о портрете как жанре живописи.
Слайд 13
«Портреты детей в живописи».
Привлечь внимание детей к красоте
детских портретов. Вызвать радость от встречи с ними. Развивать
эстетическое восприятие, умение видеть единство содержания и выразительных средств (цвет, композиция). Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему, но разными художниками.
Материал: В.Тропинин «Портрет Арсения- сына художника.
Ф.Хальс Смеющийся мальчик
Ф.Хальс Поющие мальчики