Слайд 2
Биография
Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье
советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая
тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву. Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
Слайд 3
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Нади Рушевой
Созданные полвека
назад рисунки этой девочки, умершей в семнадцать лет, являются,
пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Вот слова Елены Сергеевны, последней жены Булгакова, главного прототипа Маргариты:
«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась...»
Слайд 4
"Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область
человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать
людям как можно больше./.../ Последние её рисунки, к роману М.Булгакова, особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана" (aкадемик Д.С.Лихачёв).
Творчество
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. Саров Нижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Слайд 6
"Она несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы..."
Первая
встреча Мастера и Маргариты
Слайд 7
И вот как раз в то время, когда
Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили
из теста фигурку Вицли-Пуцли, в аллее показался первый человек."
Берлиоз. Бездомный. Консультант
Слайд 8
"Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и
вошёл не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица,
на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове.
На ногах, впрочем, были золотые туфельки".
Гелла и буфетчик
Слайд 9
Мастер ждёт Маргариту
"Когда кончились грозы и пришло душное
лето, в вазе появились
долгожданные и
обоими любимые розы".
Слайд 10
Из этюдов на темы романа
"Роман летел к концу,
и я уже знал, что последними словами романа
будут: "...пятый
прокуратор Иудеи, всaдник Понтий Пилат..."
Слайд 11
"Дама в розовом белье... прыгнула с мостовой на
тротуар, стремясь скрыться в подъезде, но вытекавшая пуьлика преграждала
ей путь, и бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам, обманутая фирмой поганого Фагота, мечтала только об одном - провалиться сквозь землю".
Разъезд зрителей из Варьете
Слайд 12
"Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше
делать было нечего..."
Маргарита читает рукопись Мастера
Слайд 13
"Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из
печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая
занялась снизу".
Маргарита выхватывает рукопись из печки
Слайд 14
"Рыжий огляделся и сказал таинственно:
- Меня прислали, чтобы
вас сегодня вечером пригласить в гости".
Встреча Маргариты и Азазелло
в Александровском саду
Слайд 15
"...Замедляя ход, Маргариту догнала Наташа. Она, совершенно нагая
с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на
толстом борове..."
Полёт Наташи на борове
Слайд 16
"Бал упал на неё сразу в виде света,
вместе с ним - звука и запаха.
...Возвышавшийся перед оркестром
человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался и вдруг взмахом руки поднял весь оркестр. Ни на мгновенье не прерывая музыки, оркестр, стоя, окатывал Маргариту звуками".
Бал у сатаны
Слайд 17
"После второй стопки, выпитой Маргаритой, свечи
в канделябрах разгорелись поярче, и в камине прибавилось пламени.
Никакого опьянения Маргарита не чувствовала.
...- Вот что мне непонятно, - говорила Маргарита, и золотые искры от хрусталя прыгали у неё в глазах, - неужели снаружи не было слышно музыки и вообще грохота этого бала?
- Конечно, не было слышно, королева, - объяснял Коровьев, - это надо делать так, чтобы не было слышно. Это поаккуратнее надо делать".
Ужин после бала
Слайд 18
"Она целовала его в лоб, в губы, прижималась
к колючей щеке, и долго сдерживаемые слёзы теперь бежали
ручьями по её лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:
- Ты... ты, ты..."
Возвращение Мастера
Слайд 20
Мастер и Маргарита в подвале у застройщика
1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом
«Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
Слайд 36
Смерть
Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за
разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния
в мозг.