Слайд 2
Парсуна XVII век
Парсуна
появляется в переходный период русской истории, во время преобразования
средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.
Слайд 3
В парсуне портретное сходство
передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие
идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
Слайд 4
Конец XVII века
Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях,
связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения.
Неизвестный художник конца 17 века
Портрет Якова Федоровича Тургенева
Не позднее 1695
Слайд 5
Они сказываются в искусной передаче
материала и деталей одежды, но более всего — в
экспрессии лица и позы портретируемого.
Слайд 6
Начало XVIII века
В первые десятилетия после основания Петербурга в нем выдвинулась
группа молодых художников, порвавших с застывшими каноническими формами древнерусского искусства, обратившихся к изображению реального мира, к передаче психологического облика человека. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы Петром I за границу совершенствовать свое живописное мастерство.
Слайд 7
Середина XVIII века
Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно
и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть.
Слайд 8
Конец XVIII века – начало XIX века
XVIII век вошел в историю русского
живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений Боровиковского, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.
Слайд 9
Жанр портрета становится
необыкновенно популярным в русском искусстве конца XVIII века. Это
подтверждает и широкое распространение провинциального портрета. Как правило, их заказчиками были представители небогатого дворянства и купечества, а иногда и знатные вельможи. Зачастую провинциальные художники копировали существующие образцы, повторяли приемы, разработанные столичной школой.
Слайд 10
Живопись 1830 – 1850-х годов
Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю
романтизма, жизненности.
Слайд 11
В произведениях В.А. Тропинина, С.К.
Зарянко, П.А. Федотова мы имеем дело с теми же
свойственными времени тенденциями максимального приближения к натуре, к интимной, частной жизни человека.
Слайд 12
В поздних работах
П.А. Федотова («Вдовушка») уже видна попытка передать тягостную атмосферу,
окружающую бедных людей, настроение безотрадной тоски, наполнить картину социальным смыслом. Однако все эти задачи было трудно решить в рамках стиля бидермайер. Новые требования к жизни вызывали в искусстве появление новых средств выражения. На смену идиллического изображения селян и натюрмортов пришли остросоциальные проблемы и новый стиль - критический реализм, который стал ведущим в русском искусстве второй половины XIX века.
Слайд 13
Конец XIX века – начало XX века
Живописное мастерство, совершенство рисунка Серова необыкновенно
высоки. Полнота эмоционального воздействия произведений художника объясняется умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить многогранную картину жизни.
Слайд 14
Советский период
В советский период
реалистический портрет-тип получил дальнейшее развитие в творчестве таких художников,
как Г.Г. Ряжский (“Председательница”, 1928).
Слайд 15
М.В. Нестеров (“Портрет академика И.П.
Павлова”, 1935).
Слайд 16
Типические особенности народного характера отразились
в многочисленных образах крестьян, созданных художником А.А. Пластовым.
Слайд 17
Середина XX века
Портретам
свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность
живописной характеристики объёма и пространства.
Слайд 18
Вторая половина XX века – начало XXI века
Острую психологическую характеристику своих моделей
дают такие известные портретисты, как П.Д. Корин (“Портрет скульптора С.Т. Коненкова”, 1947).
Слайд 19
Т.Т. Салахов (“Композитор Кара Караев»,
1960).
Слайд 20
И.С. Глазунов, создавший целую галерею
портретов известных деятелей науки и культуры.