Слайд 2
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч.
εἰκών «образ», «изображение»).
Иконы нельзя отнести к произведениям живописи
в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Слайд 3
Если картину называют окном в окружающий мир, то
икону можно назвать окном в мир невидимый.
Слайд 4
В профильном изображении даются либо отрицательные
персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие
Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Слайд 5
Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно
вижу) —
Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при
их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Слайд 6
Исследователи иконы много писали об
обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в
котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Слайд 7
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор
из мира дольнего в иной мир.
Икона есть видимое
невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа
Слайд 8
«Изображение» времени
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть
для "адаптации" в мире икон — как в эпоху
Средневековья людьми воспринималось и понималось время.
До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.
В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
Слайд 9
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время
и в разных местах.
Взглянем на икону «Рождество Богородицы»Взглянем
на икону «Рождество Богородицы». Праведная АннаВзглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
Слайд 11
Одной из особенностей живописного языка
иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает
на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Слайд 12
Двери и окна часто пробиты не
на месте, размер их не соответствует их назначению и
т.д.
Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Слайд 14
Внешний источник света отсутствует. Свет
исходит от ликов и фигур, из глубины их, как
символ святости.
Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Слайд 16
Лик — это самое главное
в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение
имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 17
К «личному» относится не только лик,
но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет
жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Слайд 18
Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и
лишен произвола.
В иконах мы встречаем три основных цвета:
красный, синий и зеленый.
Слайд 19
Красный — это цвет земной, цвет крови и
жертвы, но в то же время и цвет царский.
Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 20
Красный - один из самых
заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни,
животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Слайд 21
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет
чистоты, святости и простоты.
На иконах и фресках святых
и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 22
.
Черный цвет - цвет зла и
смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы
- и зияющую адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Слайд 23
Цвет, который никогда не использовался в
иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое,
зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 24
Золото являет созерцательному глазу и умствующему
уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Слайд 25
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность
восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней.
Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Слайд 26
Символика геометрических фигур
По античным и
средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации
пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою.
Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром.
На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.
Слайд 27
Символика предметов и животных
Изображение павлина - мотив изобилия,
плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из
евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы;
Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Слайд 28
Виноградная лоза
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого
источника жизни для человека.
Символ лозы имеет также значение
Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Слайд 29
Символика агнца
С образом Доброго Пастыря в
раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы
Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Слайд 30
Символика рыбы
В Новом Завете символика рыбы
связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос
называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Слайд 31
Ангел – символ евангелиста Матфея
Евангелист Матфей,
имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один
из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Слайд 32
Лев – символ евангелиста Марка
Евангелист Марк — автор
второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола
Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Слайд 33
Телец – символ евангелиста Луки
Лука —
автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как
следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Слайд 34
Орёл – символ евангелиста Иоанна
Иоанн
Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший
с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
Слайд 35
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной
форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах,
трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
Слайд 36
Источники:
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm