Слайд 2
Площадь Святого Петра
или пьяцца Сан Пьетро —
грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед
базиликой св. Петра в Риме по проекту Бернини в 1656-67 гг.
Слайд 3
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады
тосканского ордера (284).
По середине — египетский
обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой.
Слайд 5
В подкупольном пространстве над главным алтарём в
соборе Святого Петра находится шедевр Бернини — огромный, высотой
29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Слайд 9
Аполлон и Дафна.
Рим, Галерея Боргезе
В основу
композиции положен сюжет из произведения древнеримского поэта Овидия "Метаморфозы":
бог Аполлон преследует нимфу по имени Дафна, которая стремилась соблюсти целомудрие. В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.
Слайд 11
Долго стоял опечаленный Аполлон перед лавром, в
который превратилась Дафна, и, наконец, промолвил: «Пусть венок лишь
из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет твоя зелень! Стой вечно зеленым».
Слайд 12
Похищение Прозерпины.
Рим, Галерея Боргезе
Скульптурная группа на
тему из древнеримской мифологии построена на противопоставлении двух образов
- могучего бога подземного мира Плутона и нежной, изящной Прозерпины (дочери богини плодородия Цереры), которую Плутон похитил, чтобы сделать своей женой.
Слайд 14
Вакханалия Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Слайд 15
«Давид» Мрамор. 1623. галерея Боргезе
Рим.
Слайд 16
Давид был простым пастухом из Вифлеема.
Из филистимского стана выступил могучий боец — Голиаф —
огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках — медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).
Слайд 17
лицо отражает мрачный азарт битвы: брови
сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие
складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
Слайд 18
Экстаз Святой Терезы
1645-1652.
Рим, Санта Мария
делла Виктория
Слайд 19
Святая Тереза Авильская жила в Испании
в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток.
Бернини изобразил мистическое видение, описанное в ее духовном сочинении:
«Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мне сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлек стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу».
Слайд 23
Фонтан Четырех Рек
Украшение площади Навона (Piazza
Navona) –Фонтан был построен в 1648-51 гг. Четыре мраморных
монумента олицетворяют четыре великих реки – Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату.