Слайд 2
Введение
Эпохи людей, их культуры неповторимы. Каждая из них
имеет свой характер, свои уникальные черты.
Удалённость древних традиций во
времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. «Ведь древние традиции – не угасшие миры, свет от них ещё идёт к нам. Их достижения – часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями». Как любой элемент общественной жизни, традиции имеют своё рождение и долгий период утверждения и развития, специфика которого обусловливается, прежде всего, конкретно – историческими условиями.
Слайд 3
В образовании народных традиций важное место занимает
обычай, т.е. привычка, принятое, усвоенное дело. У каждой местности
были свои обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям наши предки, какое воспитательное значение имели они у разных народов». Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядом, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.
Потеря знаний в области обычаев, традиций приводит к потере национального сознания. Цель нашей поисковой работы – сохранить эти знания. Объектом изучения мы выбрали свадьбу.
Местом исследования является наше село, Каменная Балка. В работе мы использовали материал, собранный поисковым отрядом в течение двух лет.
Используя литературные источники и материал, полученный в ходе опроса жителей, мы провели собственное исследование, в котором соединили научные знания с индивидуально полученной информацией.
Слайд 4
Свадебные традиции
Традиции отражают представление народа о дружбе
и любви, семье и браке. Свадьба – одно из
самых значительных событий в жизни каждой семьи, этим и был продиктован наш интерес к данному ритуалу.
Свадебный обряд – наиболее сложный по своему составу, а в художественном отношении самый богатый из русских традиционных бытовых обрядов. Это многоактное драматическое действие, длящееся не один день, является сложным сочетанием обрядов, фольклорных и литературных текстов, драматических сцен, плясок.
Проводя свое исследование, мы, прежде всего, хотели найти ответы на вопросы: «Каковы основные черты изучаемого ритуала?», «Каким изменениям он подвергся, и что на эти изменения повлияло в большей степени?». Четко следуя обозначенной цели, мы проводили опрос старожилов нашего села, занимались подбором материала.
Слайд 5
Свадебное действо
Со слов Блохиной Марии Петровны свадьбы
чаще происходили осенью в «мясоед», после окончания полевых работ.
Категорически запрещалось играть свадьбы во время поста или христианских праздников. В старину женились и выходили замуж очень рано: родители стремились уберечь своих детей от соблазнов, непозволительных связей. Жених и невеста часто не видели друг друга до самой свадьбы. Родители жениха, посоветовавшись с родственниками, выбирали семейство, с которым хотели бы породниться, и засылали сватов или сваху. Родители девушки могли отказать, отговорившись молодостью дочери. Затем мать жениха приезжала посмотреть на невесту. Иногда невесту никто не видел до свадьбы, а порой случались обманы, когда вместо уродливой невесты показывали её младшую сестру или красивую работницу.
Проводя опрос, мы пришли к выводу, что вся свадьба, или свадебное действо, разделяется на три главные части: сговор, или заручины (позже сватовство), девич – вечер и брачное торжество, каждая из которых подразделяется на свои отдельные характерные моменты.
Слайд 6
Сватовство
После получения первого согласия через день или
два происходило сватовство. Сваты (обычно крёстная мать и крёстный
отец жениха) заходили в дом предполагаемой невесты, начинали разговор: « Сватушка, свахонька, мы пришли вашу дочку посватать. Прислал нас Иван Васильевич, велел нам кланяться, а у вас есть курочка, нельзя ли их загнать в один хлевушек?» Родители невесты отвечали: «Ну, это дело хорошее, но нам надо посоветоваться, невеста пойдёт ли?» Жених стоял в это время в сенях за дверью. Невеста пряталась за печь, а затем выходила и давала своё согласие. Если родители принимали просьбу, то отец будущей невесты вкладывал правую руку дочери в руку своего будущего зятя. От жениха предлагались подарки и угощение. Невесту и жениха сажали на почётное место в углу под образами, около них садились сваты: около жениха – сваха и его родители, около невесты, сидящей по левую сторону, - её дружки, т.е. девицы, составляющие свадебный персонал невесты.
Слайд 7
Тут же за столом молодые разрезали каравай на
четыре части и отдавали родителям, называя их папой, мамой.
После сватовства родители договаривались о дате свадьбы.
По воспоминаниям Пивневой Екатерины Фёдоровны, незадолго до свадьбы было принято устраивать выставку приданого – того имущества, которое молодая жена возьмёт с собой в дом мужа. Когда ехали забирать приданое, пели песню. По количеству и качеству приданого судили о достатке в семье невесты и о том, какой хозяйкой станет будущая жена.
Она же нам рассказала, что по старому русскому обычаю были встречи, устраиваемые в доме невесты с роднёй жениха. После этого родители невесты ехали к жениху «двора смотреть».
Слайд 8
Девич – вечер
Об одном из составляющих свадебного
ритуала «девиче» нам рассказала Слынько Таисия Михайловна: «Девич –
вечер бывал обычно в субботу, накануне венчания, которое почти всегда назначалось на воскресенье.
Важной символической принадлежностью этого субботнего дня было гильце. Оно состояло из ветки, убранной цветами, лентами, колосьями, ягодами, которую втыкали в хлеб. Каравай готовили обязательно замужние женщины, специально приглашённые родителями для этой цели. И с этим караваем молодые, их друзья ходили по улицам, приглашали гостей на свадьбу и пели песни».
Слайд 9
Обрядовая одежда
Огромное значение в ритуале играл подбор обрядовой
одежды.
Свадебное платье невесты должно было быть непременно белого цвета,
символизируемого чистоту, нежность. Голова невесты, по словам Фиденко Ольги Ивановны, должна быть покрыта (в древние времена это был дорогой платок, позже – фата). Рукава платья должны были прикрывать запястья, иначе совместная жизнь молодых будет короткой.
Смена времён сильно отразилась именно на обрядовой одежде.
Слайд 10
В 40-х годах прошлого века (из воспоминаний Калашник
Екатерины Ивановны) свадебный наряд невесты состоял из короткого платья
розового цвета, фаты из обычной накрахмаленной марли, украшенной венком из белых бумажных самодельных цветочков, выложенных в форме гребешка (Приложение №4).
Спустя десятилетие (из воспоминаний Слынько Т.М.) платье невесты было преимущественно белым, сшито из штапеля. Фата капроновая, украшенная белыми цветами в форме прямого венка была одной на все село.
Костюм жениха состоял из темных брюк, широкой навыпуск белой, чаще расшитой рубахи, надеваемой под кушак или ремень, что считалось предметом роскоши. Позже костюм дополнил пиджак.
Слайд 11
Брачное торжество
Свадьба игралась очень торжественно,
потому что люди осознавали брак действительно как таинство, понимания,
что этим шагом определяют свою жизнь до смерти и дороги назад не будет. Свадебный ритуал был строго регламентирован, по композиции он напоминал спектакль с множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя чётко определённая роль. Выбирались дружки, свахи, сопровождающие невесту и жениха, - так называемые чины, каравайщики, которые шли впереди свадебных поездов невесты и жениха с караваями. Сняв икону со стены, отец благословлял ею дочь, стоящую на шубе. После чего невеста кланялась всем родным, целовала родителей. В это время в доме жениха благословляли жениха, и он отправлялся к дому невесты. Родители невесты в последний раз, вынося образа, благословляли своих детей, их осыпали хмелем и конопляным семенем, и жених с невестой уезжали в церковь для венчания. Специальный человек должен был следить, чтобы никто не прошёл между женихом и невестой – это было дурной приметой. Также невеста не должна была оглядываться назад, чтобы не вернуться домой.
Слайд 12
Венчание
Молодые на конях в разукрашенных кибитках отправлялись
в церковь, там происходил обряд венчания. Венчание – это
торжественный, красивый, немного таинственный религиозный обряд, сопровождающий таинство брака.
Раньше венчанию предшествовало обручение – обмен кольцами, теперь обручение и венчание совершают одновременно.
Когда жених и невеста приходили в храм, священник выяснял, нет ли препятствий к браку, согласны ли молодые вступить в брак, и надевал им кольца.
При венчании священник обязательно спрашивал: «Не обещался ли другой?», «Не обещалась ли другому?», затем благословлял жениха и невесту и трижды обводил их вокруг аналоя (специального столика, на котором лежали Евангелие и Крест) Во время венчания жених и невеста держали в руках зажжённые свечи – эти свечи принято было сохранять. Над головами новобрачных - венцы, головные уборы в форме короны (отсюда венчание)
Слайд 13
Ряженые
Второй день свадьбы как ритуальное действо начинался после
полуночи, задолго до утра, он больше походил на балаганное
представление, производившее впечатление спонтанного спектакля, но сценарий второго дня свадьбы был на самом деле строго регламентирован
Ночью нужно было внимательно смотреть за хозяйственным двором, поскольку проворные сваты могли свести со двора скотину, птицу и т.д. К примеру, в эту же ночь могли заткнуть трубу. Утром вся округа будет знать о несостоятельности хозяев, что нежелательно.
Вообще второй день свадьбы в нашей местности принято называть «Куры». Это объясняется тем, что в этот день обычно едят вареное мясо кур и лапшу. Лапшу должна катать невеста, так проверялось, хорошая ли кухарка молодая. Этот день сопровождался гулянием ряженых по селу, которые с песнями, танцами и прибаутками обходили все дворы, как бы желая разделить радость события с окружающими.
Слайд 14
Утром ряженые со стороны невесты направлялись
в дом жениха, там невеста должна по очереди умыть
родителей жениха и на вопрос сватов : «Кого умываешь?» должна была ответить: «Маму», «Папу». Спустя какое-то время тот же ритуал повторялся в доме невесты, только теперь родителей невесты умывал жених. Данный ритуал свидетельствовал о покорности младшего поколения и показывал, что в семью входит новый человек, который публично подтверждает своё родство с новой семьёй.
Весь день продолжались гулянья. Родителей жениха и невесты катали на санях (зимой) или в обычной повозке (летом), заставляли доить козу или чистить картошку и т.д.
Вообще во второй день свадьбы главными участниками праздника становились родители молодых Старший в семье, если жених или невеста оказывались младшими, в присутствии всех гостей забивал у ворот кол. Это являлось подтверждением того, что родители выполнили свой основной долг перед детьми – определили их.
Слайд 15
В основном, старинные обряды сохранились и в наше
время. Но только сейчас уже не носят «гильце», а
посылают письменные приглашения. Это либо открытки, приобретённые в магазинах, с заранее отпечатанным на них стандартным текстом, либо сделанные и написанные будущими молодожёнами. По традиции приглашения могут разослать и их родители
Современные традиции
Слайд 16
Многие современные молодожёны наряду с регистрацией брака в
ЗАГСе (Отдел записи актов гражданского состояния) , возрождая древний
обычай, тоже венчаются в церкви.
Слайд 17
В нашем селе существует хорошая устоявшаяся годами традиция
- все молодожёны возлагают цветы к памятнику погибшим односельчанам
в годы Великой Отечественной войны.