Слайд 2
Мои одноклассники из художественной школы
всегда с интересом работают над композициями с изображением Никольского
собора
Табакова Таня, 14 лет
Лыткина Лиза, 13 лет
Бублик Таня, 14 лет
Маршалкина Маша, 16 лет
Сердюкова Лера, 13 лет
Слайд 3
19 декабря 2011 года, в
день Святителя и Чудотворца Николая Свято-Никольскому храму исполняется 125
лет со дня его освящения.
Город Прохладный вырос из казачьей станицы Прохладной, возникшей в 1765 году на Моздокской укреплённой линии.
Сначала в казачьей станице был построен деревянный храм, который в 1873 году сгорел.
Строительство новой, каменной церкви, началось в 1882 году
по проекту Областного архитектора Михаила Адамовича Сурмиевича.
В 1886 году строительство храма было завершено.
Храм поразил всех красотой и благолепием. Построен он был в форме креста и вмещал до 1000 человек.
Слайд 5
Высота храма – 28
м, ширина –25,10 м, длина – 26,80 м.
Все три составляющие присутствуют почти в равной мере, поэтому форма храма является объемной, сооружение слегка вытянуто по вертикали. Общая площадь - 584 м².
Церковь построена из камня, покрыта штукатуркой и побелкой, сияет белизной одежд. Выбор белого цвета не случаен, он дает понятие «чистый» - очищенный от грехов, святой, божественный.
Слайд 6
Храм обладает выверенными пропорциями,
строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на него
создается ощущение ясности и уравновешенности.
Церковь увенчана пятью главами. С главным куполом соседствуют четыре купола поменьше. Число пять традиционно символизирует в русской архитектуре Спасителя и четырех евангелистов, записавших Благовествование.
Слайд 7
Собор оказал формирующее воздействие на
город. Территория вокруг церкви стала застраиваться жилыми кварталами, и
Свято-Никольский храм превращался в центр города.
Главная, мощёная камнем дорога, проходила мимо храма.
Слайд 8
Собор стал не только духовным,
но и культурно – образовательным центром. При храме имелась
библиотека. В ней находилось до 220 названий разных книг.
В 1889 году при нем открылась церковная школа, в которой обучалось 55 девочек. В 1894 году появилась школа грамотности под названием «Народная».
При храме было образовано церковно – приходское попечительство, которое занималось воспитанием круглых сирот, помощью больным, бедным, семьям заключенных.
Слайд 9
В 1901 году в западной
стороне храма было завершено строительство величественной колокольни. Она была
построена также по проекту Михаила Адамовича Сурмиевича.
Декор храма и колокольни выдержан в одном стиле. Эти постройки составляют единое композиционное целое.
Слайд 10
В эпоху тотальной борьбы с
церковью Свято-Никольскому храму была уготовлена печальная участь. В 1937
году коммунисты храм закрыли, школу отобрали, всё церковное имущество было разворовано.
В 1938 году с колокольни храма были безжалостно сброшены шестидесятипудовые колокола. Была даже попытка разрушить храм, но верующие люди его защитили. Какое - то время храм использовали как зерносклад.
Слайд 11
Во время Великой Отечественной войны,
19 декабря 1942 года, в день Святителя Николая, Свято-Никольский
храм был вновь открыт. С тех пор он действует постоянно.
Началось кропотливое восстановление былого величия храма.
Слайд 12
В 1987 году были
начаты роспись и орнамент сводов и куполов храма. Работы
закончены в 1990 году. Собор был полностью расписан. Роспись храма выполнена в технике фресковой живописи.
Постановлением Совета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 1988 года за № 167 Свято-Никольский храм взят под государственную охрану и является памятником архитектуры.
Слайд 13
Главы Свято – Никольского
храма и сегодня возвышаются над городом, хотя для культового
сооружения высота здания совсем небольшая. Можно сказать, что храм соразмерен и Вселенной и человеку одновременно.
Слайд 14
Общее объемно – пространственное решение
Свято – Никольского собора укладывается в традиционные схемы русских
православных храмов:
основа храма – крестово-купольная композиция;
направление запад – восток (на востоке алтарь, на западе вход);
купола увенчаны крестами;
алтарь отделяется от средней части храма иконостасом;
храм возвышается над окружающими зданиями, а пол алтаря – над уровнем остальной части храма.
Слайд 15
Решение образа Свято – Никольского
храма и его декора – результат взаимовлияния различных культур
.
Храм имеет крестово-купольную архитектурную композицию, которую Русь переняла у Византии в конце X века.
план Свято-Никольского храма
схема крестово-купольного храма
Слайд 16
Узнаваемые черты древнерусской архитектуры в облике
Свято- Никольского храма:
пятиглавие, традиционное для
главных соборов Древней Руси;
покрытие куполов золотом;
форма куполов в виде «шлема»;
высокие барабаны;
закомары;
высокие узкие окна, украшенные наличниками.
Слайд 17
Аркатурно - колончатый пояс,
украшающий барабаны Свято – Никольского храма, был заимствован из
романской архитектуры латинского Запада.
На Руси аркатурно – колончатый пояс впервые использовали европейские мастера, приглашенные в XII веке во Владимир для возведения храмов.
аркатурно –колончатый пояс
Церковь Покрова на Нерли
Свято-Никольский храм
Слайд 18
В архитектуре Свято –
Никольского храма использованы элементы ордерной системы (пилястры и карнизы).
Подобную композицию привнесли в русскую архитектуру итальянские мастера, работавшие в России в конце XV - начале XVI вв.
Фасады Свято – Никольского храма подобно Архангельскому собору Московского Кремля имеют этажное членение.
Архангельский собор
Свято-Никольский храм
карниз
пилястра
Слайд 19
В оформлении и храма
и колокольни использованы кокошники - самый распространенный декоративный элемент
в русской церковной архитектуре XVI - XVII вв.
кокошник
Свято-Никольский храм
Троицкий собор в Муроме
Слайд 20
Архитектурный стиль Свято –
Никольского храма мы определили как «русско-византийский». Этот стиль зародился
в России в 30-е годы XIX века и сочетал в себе формы и образы древнерусского зодчества средневекового периода с элементами византийской архитектуры.
Самый известный «русско-византийский» храм страны – это храм Христа Спасителя в Москве.
храм Христа Спасителя
Слайд 21
Никольский собор по своим размерам
значительно меньше храма Христа Спасителя, но весь облик Никольского
храма – планировка в форме креста, пятиглавие, аркатурно – колончатый пояс на высоких барабанах, закомары, кокошники, шлемовидные главы – говорят о том, что за образец архитектор Михаил Адамович Сурмиевич взял главный храм Москвы.