Слайд 2
Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве
— изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих
этапы жизни человека от рождения до смерти, его труд, отдых, развлечения.
Термин происходит от французского слова genre (от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль».
Этим словом в XVII–XVIII вв. обозначали картины, имевшие предметом изображения широко понятую и непритязательную окружающую реальность.
Слайд 3
Венецианов Алексей Гаврилович.
1780г. - 1847г.
Мастер
бытового жанра, портретист, пейзажист.
Автопортрет 1830 г.
Слайд 4
В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил
на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью — брал
уроки у Боровиковского
Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни.
В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.
Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек
Из биографии художника…
Слайд 5
Художника влекли живая русская природа, простые люди, их
труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй.
Сенокос
Крестьянские дети в поле 1810 г.
Слайд 6
Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал
«портретами жизни человеческой».
Фигуры, натуралистически воспроизведенные на них, иногда
воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем.
Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь.
Захарка.1825 ГТГ
Жница. 1826
Встреча у колодца. 1843
Слайд 7
Крестьяне в полотнах Венецианова красивы,
полны благородства.
Кормилица с
ребенком. 1830
Девушка с васильками. 1820
Слайд 8
В многофигурных композициях художника очень большую роль играли
пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был
дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками.
Сенокос
Слайд 9
Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно"
(1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет.
Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.
Слайд 10
В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда
переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы.
Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе.
Слайд 11
Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое
полотно художника -- "На жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим
восприятием окружающей действительности.
Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом.
Слайд 12
Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества
Венецианова. На переднем плане изображена мать художника, Анна Степановна.
В
работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста.
«Жнецы». сер.1820
Слайд 13
К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и
покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина
"Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.
Слайд 14
Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико.
Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество
изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве.
В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.
Слайд 15
Федотов
Павел
Андреевич
Основоположник совершенно нового для России жанра
бытовой сатирической картины
Автопортрет . 1830 г.
Слайд 16
Из биографии…
Родился в Москве в семье отставного офицера.
По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус
и отправился в Петербург.
В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа
Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным.
Слайд 17
«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя
Михаила Павловича 8 июля 1837 года»
Слайд 18
В 1844 г. Федотов вышел в отставку и
решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником. Днём
он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. .
Федотову изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора
Слайд 19
Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника,
еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения
ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.
Свежий кавалер.
1846 г. ГТГ
Слайд 20
«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни
Крылова. В этом произведении не могли не признать истинного
таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении .
Слайд 21
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась
"Сватовство майора" . Он сделал объектом своей критики мораль
людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Слайд 23
«Завтрак аристократа» 1849, ГТГ
Напряженная поза светского хлыща, показанного
в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба
от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние.
Слайд 24
В 1852 году появилась одна из первых драматических
картин художника -- "Вдовушка" (ГТГ). С большим сочувствием рассказал
Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка.
Слайд 25
Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма
картины "Анкор, еще анкор!"(1850--1851, ГТГ) -- сочетание красновато-коричневых тонов
интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Это произведение -- вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века .
Слайд 26
В последней картине Федотова тема карточной игры развивается
в загадочное драматическое действие. Странная комната освещена свечами, отчего
вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Лиц у них как будто нет. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Он похож на Федотова. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них.
"Игроки" (1852, ГРМ)
Слайд 27
Не было бы Федотова — русская живопись, быть
может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению
отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.