Слайд 2
Эсте́тика (др.-греч. αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство,
чувственное восприятие») — учение о формах прекрасного в художественном творчестве,
в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания
К основным категориям эстетики относят: прекрасное и его противоположность — безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, искусство
Прекра́сное — центральная эстетическая категория. Понятие «прекрасное» связано с понятием «красота», однако не тождественно с ним.
Противоположностью прекрасного является безобразное.
Слайд 3
Возвы́шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая внутреннюю
значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию
…
Слайд 4
Ни́зменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность,
имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще
не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное ( фашизм, атомная война).
Слайд 5
…Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Ты,
в своих путях всегда уверенный,
Свет, узревший в темноте.
И тебе,
печально-благодарная
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?...
Слайд 6
Эти строки были написаны в мае 1912 года
во Флоренции.
И в этом же году другой человек увидел
этот город совсем другими
глазами.
Весна, ярко блестит солнце, люди веселы…по улицам маленького
Городка пёстрым потоком льётся толпа – все возбуждены весенним
хмелем, много смеются, поют, и все – как одно здоровое тело –
насыщены радостно жить.
Интересно, а каким увидел этот город северной Италии 16 – летний
юноша, приехавший сюда, более 500 лет назад, чтобы изучать
искусство в мастерской великого Верроккьо.
Слайд 8
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи — великий
итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель),
изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи.
Слайд 10
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года
в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в
«три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина.
Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Слайд 11
1466 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо
подмастерьем художника (Флоренция)
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней
Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
Слайд 12
В XV веке в воздухе носились идеи о
возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии
создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Слайд 14
«Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Слайд 16
Композиция произведения проста и в определённом смысле традиционна.
На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила
с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благославляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображённых довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.
Слайд 17
«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) —
ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. В
1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Слайд 18
«Мадонна в скалах» название двух, практически не отличающихся
по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых
выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.
На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения…
Слайд 19
«Дама с горностаем» (итал. Dama con l'ermellino) — картина, как
считается, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. По мнению многих
исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
Наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо.
Слайд 20
«Та́йная ве́черя» — фреска работы Леонардо да Винчи,
изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана
в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Слайд 21
«Иоанн Креститель» Это произведение относится к позднему периоду
творчества художника.
Слайд 22
«Витрувианский человек». 1487
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как
иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата
древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.
Слайд 26
Колесцовый замо́к — распространённый в XV—XVII веках механизм огнестрельного
оружия, в котором необходимая для воспламенения порохового заряда искра
высекается с помощью вращающегося колёсика с насечкой.
Леонардо да Винчи в своем труде «Codex Atlanticus» привел схему устройства колесцового замка для пистолета (заводившегося ключом) — это единственное его изобретение, получившее признание при жизни.
Слайд 27
Парашю́т (фр. parachute) — устройство из ткани для замедления движения
предмета в воздухе. Парашюты используются для безопасного спуска и
приземления грузов и людей, торможения летательных аппаратов при посадке.