Слайд 3
Сегодня только в Москве насчитывается около 150 театров
всех видов и жанров – от классического Большого театра
оперы и балеты, до театров оперетты, музыки, танца, многочисленных драматических театров, не говоря уже о кукольных и детских театрах. Откуда же появилось такое разнообразие?
Слайд 4
В России не было античной традиции театральных представлений,
но желание хлеба и зрелищ, как известно, старо, как
мир. Представления бродячих артистов скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. В цикле фресок южной башни Софии Киевской (1037 год) изображены сцены царской охоты и скачек на византийском ипподроме, а также группа скоморохов – акробатов, танцоров и музыкантов, играющих на старинных музыкальных инструментах. Обычно скоморохи, одетые в «скоморошье платье» и маски, выступали по городам в базарные дни или по праздникам, во время народных гуляний на Масленицу или Пасху.
Слайд 5
Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных
представлений, где актёр скрывал своё лицо под маской или
«личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.
Слайд 6
Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных
представлений, где актёр скрывал своё лицо под маской или
«личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.
Слайд 7
Православная церковь не одобряла подобных развлечений и костюмированных
представлений, где актёр скрывал своё лицо под маской или
«личиной». Само выражение «надевать личину» со временем стало означать «притворяться, скрывать свою подлинную сущность» и употреблялось в отрицательном смысле.
Слайд 8
Первые попытки создания русского театра по западноевропейскому образцу
предпринимались при дворе царя Алексея Михайловича в московском Кремле.
Устройством и организацией этого театра занимался боярин Артамон Матвеев, глава Посольского приказа, один из первых «западников» при дворе. По его приказу пастор немецкой
слободы Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу об истории Эсфири и набрал актёров из московских бедняков. Первый спектакль был дан 17 октября 1672 года и продолжался 10 часов. Царь остался очень доволен, но после, вместе со всем двором, сразу отправился в баню, чтобы смыть грех от созерцания небогоугодного зрелища. Этот первый театральный эксперимент прекратился после кончины царя, всего через четыре года.
Слайд 9
И всё же, постепенно театр завоёвывает поклонников в
среде боярства в XVII веке и затем – среди
придворных Петра I. Мода содержать домашние театры всё больше распространяется в высшем свете, и во второй половине XVIII века появляется феномен крепостных театров, которые устраивались в богатых домах или загородных поместьях знатных вельмож. В конце XVIII в. в одной только Москве существовало около 15 частных домашних театров, со своими оркестрами, певчими, танцовщиками, актёрами и актрисами из крепостных. Из этой среды вышли многие
выдающиеся русские актёры, такие как Михаил Щепкин, имя которого носит Малый Театр в Москве, или актриса графов Шереметьевых Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии женой графа Николая Петровича Шереметева.
Слайд 10
В репертуаре этих театров были, в первую очередь,
пьесы европейских авторов, в основном французов и итальянцев, но
вскоре появились и сочинения русских писателей. Из итальянцев же стоит отметить оперы композиторов Никколо Пиччини и Джованни Паизиелло. Зданий крепостных театров XVIII века сохранилось совсем мало: самые известные из них – театр графов Шереметевых в усадьбе Останкино в Москве и недавно отреставрирован-
ный Театр Гонзага в Архангельском, над декорацией которого для графа Юсупова работал знаменитый итальянский художник Пьетро Гонзага.
Слайд 11
Крепостные актёры, европейски образованные, но, в то же
время, оторванные от крестьянской среды, талантливые, но не свободные,
часто становились заложниками собственной судьбы и прихоти своего господина, способного выменять их на «борзые три собаки» (Грибоедов Горе от ума). О трагическом конце многих молодых дарований можно прочесть и у Герцена в Сороке-воровке (1848), и у Лескова в Тупейном художнике (1883).
Слайд 12
Указ императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756
года об учреждении в столице русского театра (Александринский театр)
положил начало структуре Императорских театров России. Под эгидой Императорских театров стали постепенно объединяться уже существовавшие антрепризы, в частности в их состав вошла труппа Волкова, а также создаваться новые театры. Именно с этого времени женские роли на сцене доверили актрисам. Первыми русскими актрисами стали Марья и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина, все они вскоре вышли замуж за актёров из Ярославля.
Слайд 13
В 1782-85 гг. в Петербурге, на месте прежнего
Зимнего дворца Петра I, архитектор Джакомо Кваренги выстроил по
заказу императрицы Екатерины II придворный Эрмитажный театр в классическом стиле. Устройство зрительного зала театра напоминает греческие амфитеатры с полукруглым рядом
сидений, расходящихся от сцены. Говорят, что императрица осталась очень довольна таким архитектурным решением, благодаря которому практически из любой точки зала можно было свободно видеть всех присутствующих и рассматривать их наряды.
Слайд 15
19 ВЕК.
Эпоха романтизма в русском театре.
Эпоха водевилей
и мелодрам.
Жестокие злодеи и невинные жертвы, запутанные интриги и
хитросплетения человеческих судеб на театральных подмостках….
Слайд 16
Варвара Асенкова,
звезда того времени…
«Муж в Тверь, а жена за дверь»
«Дураков учить,
что мёртвых лечить»
Слайд 17
Павел Степанович Мочалов…
Без эффектных жестов и тихим голосом,
но страстно, искренне и вдохновенно…
Слайд 18
Одна из первых актёрских династий России –
Василий
Андреевич и Пётр Андреевич Каратыгины
Звёзды «Александринки»
Слайд 19
Екатерина Семёнова…
А.С.Пушкин называл её «единодержавной царицей трагической сцены»
Е.Семёнова
в образе Жанны Д`Арк в спектакле «Орлеанская дева»
Слайд 20
Александр Николаевич Островский.
Русский драматург, творчество которого стало
важнейшим этапом развития русского национального театра.
Около 40 лет под
его руководством формировались репертуар и сценическая эстетика русского театра.
Его закон – «Верность жизненной правде»
Слайд 21
Пров Михайлович Садовский.
Актёр московского Малого театра.
Сыграл почти во
всех постановках А.Н.Островского…