Слайд 2
В феврале — мае 2005 года в Государственной
Третьяковской галерее прошла выставка «Бубновый валет». Она стала заключительным
этапом масштабного проекта, осуществленного фондом культуры «Екатерина» совместно с Государственным Русским музеем, Третьяковской галереей и Музейно-выставочным объединением «РОСИЗО» при участии 18 региональных музеев и частных собраний. Выставка стартовала в Монако в феврале 2004 года под названием «Русские художники группы “Бубновый валет”: между Сезанном и авангардом», затем в измененном составе экспонировалась в Русском музее как «“Бубновый валет” в русском авангарде». Московская версия включала 140 произведений живописи с конца 1900-х до начала 1920-х годов.
Успех выставки превзошел ожидания устроителей. Здесь сыграли свою роль и московские корни бубнововалетцев, и высочайший уровень отобранных работ, и тот факт, что последняя ретроспектива объединения была показана в Москве в 1927 году.
Слайд 3
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ, группа русских живописцев-авангардистов, оформившаяся в 1910–1912
на базе одноименной московской выставки 1910; на следующий год
преобразовалась в общество с собственным уставом. Первоначальный его состав был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая воля к «новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям академизма и передвижничества (впрочем, модерн и символизм тоже вызывали у «валетов» реакцию отторжения).
Слайд 4
Бубновый валет. Обложка каталога выставки картин общества художников
Слайд 5
Программа группы уточнилась во время ее раннего раскола,
когда радикально настроенные художники во главе с М.Ф.Ларионовым (которому
«Бубновый валет» обязан своим эпатажным названием) отделились, устроив самостоятельную выставку «Ослиный хвост» (1912). Более умеренные авангардисты составили прочное ядро объединения.
Слайд 6
Главным руслом поисков «умеренных» стал «русский сезаннизм» (с
Полем Сезанном как верховным вдохновителем) и ранний, «аналитический» кубизм,
сохраняющий предметную натурность изображения.
Наиболее характерные из «бубнововалетцев» (П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк) стремились выявить первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, момент красочной лепки форм.
Слайд 7
А. Лентулов. Автопортрет 1915
Слайд 8
Отсюда – своеобразная «натюрмортность» их искусства, даже если
речь и не шла о натюрмортах как таковых. Материальная
и как бы «плотская» стихия их произведений иной раз не исключала, впрочем (в особенности у Фалька), и острого психологизма.
Слайд 10
Если в 1910-е годы мастера этого круга пребывали
в живом диалоге с другими авангардными течениями (как это
было, в частности, в случае с футуризмом Лентулова), то позднее они, следуя общей тенденции, приняли программу «тематической картины» в духе соцреализма. Параллельно сохранялся, однако, и их действенный неофициально-«подпольный» творческий потенциал.
Слайд 12
"Бубновый валет" в истории русского изобразительного искусства ассоциируется,
прежде всего, с брутальными натюрмортами, пейзажами и портретами Петра
Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Александра Куприна. Действительно, эти и некоторые другие мастера определили стилистику и дух искусства "бубнововалетовцев". Однако впервые название "Бубновый валет" было придумано Михаилом Ларионовым для одноименной выставки, открывшейся в Москве в декабре 1910 г. Тогда молодые авангардисты противопоставляли свое творчество художникам-символистам, входившим в такие объединения, как, например, "Голубая роза".
Слайд 13
Обращаясь за вдохновением к народным истокам, художники объединения
"Бубновый валет" вводили в искусство элементы пародии, шутки, гротеска,
очищая его от меланхолии и утонченности, свойственных символизму.
"Бубновый валет" — это не только одна из карт в карточной колоде. На тюремном жаргоне "бубновый валет" означает "плут", "обманщик". Такая метафора задала тон первой выставке, среди участников которой были художники разных творческих индивидуальностей. Помимо легендарного эпатажа, живопись "Бубнового валета" в первую очередь — красивая, темпераментная, богатая по цвету и сложная по фактуре, очень "московская" по своей природе, отмеченная тем, что критик Я.Тугендхольд назвал "здоровой влюбленностью в яркую плоть и кровь вещей".
Слайд 14
И. Машков
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910
Слайд 15
До 1916 г. в выставках "Бубнового валета" участвовали
главным образом "коренные" бубнововалетовцы, но в 1916 г. ситуация
резко изменилась в связи с активным внедрением в экспозицию "Бубнового валета" супрематических работ Малевича и его единомышленников.
В 1917 году объединение перестало существовать. Но привязанность мастеров "Бубнового валета" к фигуративной живописи сочного и мажорного характера надолго еще оставалась приметой их творчества, сформированной в пору расцвета деятельности объединения.
Слайд 16
П. Кончаловский
Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве).
1910
Слайд 17
В. Рождественский
Натюрморт «Трактирная посуда». 1909
Слайд 18
Формально группа распалась в 1917, но в 1925
его «коренные» члены создали объединение «Московские живописцы» (с 1928
– «Общество русских художников»), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную живописность «сугубо московской» эстетической традицией.
Слайд 19
А. Лентулов
Василий Блаженный.
1913
Слайд 21
А. Экстер
Натюрморт с яйцами. 1914.