Слайд 2
В деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области существует
интересный промысел - изготовление из глины свистулек в виде
птичек, барашков, козликов. Это очень древний вид игрушки.
Слайд 3
Глинянная грушка - это свой мир образов, бытие
русского народа и сопричастность к его цельной глубинной традиции.
Рождаясь из Матери-земли, она проявляется в руках мастера и рождает свой мир.
Слайд 4
В одной из дошедших до нас легенд рассказывается,
как однажды к Хлынову (ныне город Киров) подошли целые
полчища кочевников. Городу грозила неминуемая гибель. И тогда жители пошли на хитрость: все взрослые и дети, взяв по свистульке, подкрались ночью к вражескому стану и начали свист. Такие звуки, должно быть, издавал Соловей-разбойник, от свиста которого облетали маковки теремов, шатались деревья и падали кони. Вот и враги, осаждавшие Хлынов, решили, что их окружает неведомая сила, и в страхе бежали.
Легенда о свистульке
Глиняная игрушка звучит, наполняет мир особенными, загадочными, волшебными звуками. Недаром ещё в языческие времена считалось, что с помощью свиста можно отогнать злых и призвать добрых духов-спасителей.
Слайд 5
Историческое название глиняных свистулек – «гудок».
Ритуальные свистки
назывались ещё «окаринами».
Мастеров, которые изготовляют свистульки-дудки звали «дудошники».
Слайд 6
Туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на 3-х
ногах-основах. При этом «туловище» любой игрушки не отличается от
другой- будь то петушок, барашек, или олень. Различные животные и птицы разнятся друг от друга только моделированием головы.
Особенности жбанниковской свистульки
Слайд 7
Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а даёт
сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не
вызывает ощущение обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности.
Слайд 8
В качестве фона при росписи игрушки используется темная
эмалевая краска, по которому потом наносится украшения светлых тонов.
Раскрашивание светлым делалось «тычком» с помощью губки или мягкой тряпочки.
Рога, уши, копытца, у птиц- гребешки, ровно как и конец хвоста-свистка, серебрятся аллюминевой краской.
Раскраска жбанниковской игрушки символична. Белый - цвет жизни, красный - тепла, желтый - хлеба, достатка в доме, черный - плодородия, зеленый - роста, здоровья, синий - неба, исполнения желаний.
Слайд 9
Поначалу свистульки делали лишь в виде птиц
и животных, чаще всего рогатых. Символика рога изобилия в
и грушке-обереге выражала общую идею плодородия. Трёхголовый баран мог обозначать целое Стадо, Олень — Золотые рога - удачу в охоте, Петушок - Золотой гребешок — благополучие, что созвучно сказочным героям устного народного фольклора.
Свистулька-утка - символ плодородия.
Свистулька-курица - своим свистом должна привлекать богатства.
Свистулька-корова - символ достатка и здоровья в семье.
В восьмидесятых годах прошлого века глиняная игрушка в деревне Жбанниково и соседних с ней считалась обережной. Её использовали, например, во время Святок, высвистывая нечистую силу из всех тёмных уголков.
Слайд 10
Из единого кусочка глины мастер создает небольшой музыкальный
инструмент. Делается полость, затем вытягивается глина для свистка, и
залепляется – получается полая внутри основа для игрушки. Определяется в игрушке верх и низ, по бокам осторожно делаются маленькие кругленькие ножки - подставки и начинается самое главное – рождение образа. Очень аккуратно, сильно не нажимая на нутро, тянется глина наверх, и из получившегося кусочка глины уже вылепливаются голова и нужные детали образа - ушки, рожки. Тщательно отглаживается получившийся персонаж и в конце работы мастер умелым движением с помощью палочки-стеки делает свисток. Два отверстия – одно под углом внутрь игрушки, второе - от свистка через первое отверстие. Мастера говорят, « сто игрушек надо сделать, чтобы каждая звучала». Изделие сохнет и, как и всякая вещь из глины, работа требует обжига. Игрушки обжигали вместе с гончарными изделиями в больших печах – «горнах». Иногда использовали печи, или копали яму и делали костер.
Лепка жбанниковской свистульки
Слайд 15
Интересно, что многие жбанниковские мастера упоминают о подобии
промыслового обряда, связанного с культом предков: палочки для протыкания
свистулек мастера делают из жимолости, которая растёт на родовом кладбище. Вот как об этом рассказывает Тимофеева П. С. (1925 г.р.) – жбанниковская мастерица, член Союза художников РФ: «Палочки делали всегда из жимолости. Деревья эти росли у Жбанникова «на могилках». И вся деревня брала веточки только в этом месте – так предками установлено. Всё по особой традиции делалось. Вот в родительское воскресение (после Пасхи) все съедутся в Жбанниково, родителей помянуть, яички принесут и тогда жимолость срежут». (в кн. Климовой Л.А.»Легенды Городецкой земли»-СТР.24)-4
Легенда о изготовлении стеков жбанниковксих мастеров
Слайд 17
Страницы истории
В русле реки Узоры в старинных деревнях
Жбанниково, Роймино, Язвицы, Проскурино, Крутец, Рыжухино, Мошкйно,расположенных в 40
км от Городца, в начале XX столетия получил распространение яркий и самобытный промысел народной глиняной игрушки, которую принято называть жбанниковской. Промысел возник на основе издавна развитого здесь гончарного производства, сейчас почти совсем заглохшего.
Слайд 18
Сначала из глины делали жбаны для кваса -
отсюда название села, а потом и игрушки-свистульки, которые издавали
очень красивый чистый звук.
До 1917 г. письменных источников о жбанниковской свистульке не встречается.
Интересоваться ею стали лишь в 1930-х гг., когда на территории средневекового Городца археологами были найдены глиняные свистульки в слоях XIII века.
Жбан(бидон) — небольшой сосуд
для жидкостей с крышкой, отсюда
жба́нить "пить помногу (жбанами).
Слайд 19
По услышанной от старожилов легенде во времена седой
древности на берегу речки Ройминки было селение черемисов.
Как-то
в середине позапрошлого века случайно раскопали мальчишки в земле круг, груду глиняных черепков птичку-свистульку «пигалу».
Стали на том кругу выкручивать посуду и жбаны для кваса. И от этого, говорят, и деревня стала называться Жбанниковым.
Легенда о возникновении глинянного промысла в д. Жбанниково.
Гончар из посёлка Смиркино Фёдор Денисович Батманов на Празднике города.
Слайд 20
Долгое время игрушки-свистульки для жителей Жбанникова и его
окрестностей были побочным подспорьем гончарному промыслу. Кстати, в этих
местах свистульку называли дудкой. Говорили так: «Пошли делать дудку!». Лепили дудки взрослые и дети, лепили везде, где только был доступ к глине. Большие партии продавали лишь отдельные мастера; но делать свистульки «для своих» умели многие. Гончары брали весёлый товар с собой на ярмарки, чтобы привлекать внимание покупателей к горшечным рядам.
«Свист хорош, товар пригож.»
Слайд 21
В числе первых мастеров-«дудошников» старожилы называют Макара Андреевича
Белова (дер. Роймино), умершего в 1810-х годах, и Василия
Ефимовича Дудкина, который работал в соседней деревне Язвицы еще до революции, Трифон Потугаев.
Слайд 22
В начале 1930-х годов становится известным молодой мастер
Ларион Трифонович Потатуев (1912– 1941).
Он не только доводит
до совершенства традиционные изображения животных, связанные с широко распространенными зооморфными образами, но и ищет новые формы и современные сюжеты. В результате этой работы появились, например, необыкновенные кони .
В одном из них (хранится в Музее народного искусства в Москве) еще сохранена композиция обычной свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают новый силуэт. Другой (из Загорского музея игрушки) является уже вполне самостоятельной скульптурой. Этот сказочный конь, пожалуй, лучшее из сделанного Потатуевым.
Слайд 23
О стремлении мастера перейти к сюжетам, взятым из
окружающей жизни, свидетельствуют сделанные им многочисленные фигурки: человек, играющий
с собакой, рыболов с рыбой, всадник, стреляющий из ружья, и т.п. Мастер соединяет привычные формы конусообразной свистульки с фигурой человека или даже создает самостоятельные небольшие скульптуры.
В конце 1930-х годов Потатуев вытянул на гончарном круге две большие (около 30 см высотой) скульптуры, добавив к ним лепные детали. Это были фигуры солдата и няньки с младенцем, напоминающие традиционные деревянные игрушки.
Слайд 24
Степан Григорьевич Сироткин не менее известный мастер свистульки.
Свои секреты он успел передать детям. В деревне Шадрино
жила его дочь - Марфа Степановна Валяева (1923 -2001 гг.).
А её сын научил мастерить свистульку Василия Николаевича Жаркова (р. в.1950-х гг.), жителя деревни Старцево, поддерживающего развитие промысла в наши дни.
Слайд 25
В деревне Рыжухино проживала и другая дочь Сироткина
- Прасковья Степановна Тимофеева
(р. в 1925 г.). Изготовление
свистулек Прасковья Степановна освоила, как это часто и бывает в народном искусстве, глядя на работу старших мастеров. Она училась их делать, прежде всего, у отца, "за его работой глядючи".
Хорошо помня старые потутаевские образцы, она в начале 1970-х гг. вновь начала лепить военных и всадников, представляла их на выставках и ярмарках. Прасковья Степановна учила лепить свистульки своих детей и внуков. Хотя и знала, что жить они, скорее всего данным промыслом не будут, а уедут в большой город, говорила: «Лишнее ремесло плеч не утянет».
Слайд 26
Её произведения находятся в самых престижных музеях России
и частных коллекциях. Медали ВДНХ, многочисленные дипломы за участие
во всероссийских и всесоюзных выставках народного творчества, членство в Союзе художников России – свидетельства признания ее таланта и преданности любимому делу.
В доме Прасковьи Степановны Тимофеевой создан своеобразный музей жбанниковской свистульки.
Слайд 27
Ее сын, Константин Фомич Тимофеев, – также
мастер игрушки. Воин со щитом, воин 1812 года, всадник
на олене, казак, гармонист и офицер-кентавр – образы, имеющие много общего со свистульками Прасковьи Степановны, и вместе с тем отличающиеся своей изюминкой.
Лепит игрушки и дочь Прасковьи Степановны Анна, внуки Михаил и Евгений, которые часто осовременивают образы: мышь с сыром и утенок-макряк с долларом напоминают персонажей из мультипликационных фильмов, хотя традиционные черты в них также прослеживается. Особенно эффектно смотрится белый дракон с типичной городецкой росписью Евгения Тимофеева. Образ совсем не страшный, а сказочно нарядный и веселый.
Слайд 28
Дудки лепили даже в суровые военные годы. Прасковья
Степановна Тимофеева вспоминала, как её отправили в Балахну рыть
окопы. Когда Пане удавалось побывать дома, в Жбанникове, она привозила оттуда дудки в Балахну. Уже на перевозе её поджидали ребятишки. Завидев мастерицу, кричали: «Ну, Паня, привезла петушков?». Свистульки помогали голодным детям выжить, верить, что победа не за горами, что будет ещё мирная, счастливая жизнь. Нет, не зря говорят: «Игрушка — не балушка»...
Слайд 29
Разгулова Анна Дмитриевна
(1929-2000гг.)
Ещё одна старейшая мастерица часто
обращающаяся к маленьким игрушкам, к "пигалам" — пигалицам, которые
представляют собой разноцветный глиняный зверинец: розовые кони, красные собачки, желтые, зеленые и синие бараны, с разрисованными точками боками.
Геннадий Разгулов, сын Анны Дмитриевны, чаще всего делает черных зверьков и животных с росписью.
Слайд 30
В 1980-х гг. продолжал делать игрушки в Жбанникове
Венедикт Степанович Сироткин (-1929-1985).
К туловищам птиц-свистулькам присоединял крылья
и веерообразные хвосты. Сейчас мастеров в промысле остались единицы.
Другая игрушечница, Валяева Марфа Степановна, предпочитает оранжевый и коричневый цвета, а ее дочь – роспись по черному фону.
Слайд 31
В 1960-1980-х гг. попытка наладить производство жбанниковской игрушки
была предпринята на сёминской фабрике «Хохломской художник». Подготовленное мастерицами
«бельё» расписывали в цехе трафаретным способом. Конечно, товар получался механистичным и бездушным.
Слайд 32
Из современных городецких мастеров активно с белым фоном
и яркой раскраской работает Елена Акимовна Рябинина.
А Вадим
Николаевич Жарков из деревни Старцево предпочитает контрастные сочетания красного с черным – олень – или черного с желтым – петух, – или совсем неожиданное цветовое решение: собачки черного цвета с голубым и желтым оформлением.
Слайд 33
Терёшина Анна Фоминична -народный мастер России, потомственный художник
творческой династии Тимофеевых.
Декоративно-прикладным искусством занимается с детства. С
семи лет изделия, выполненные Анной экспонировались на нижегородских выставках. С 1988 года Анна Фоминична участвует в выставках как самостоятельный мастер.
С 1988 года с целью возрождения традиции народного промысла жбанниковской игрушки Анна Фоминична организовала Студию, где обучает детей основам декоративной лепки из глины.
Слайд 34
Сейчас ассортимент Жбанниковская свистульки насчитывает - более 40
видов изделий.
Слайд 38
Климова Л.А., Усова Е.Д
«Городецкая глиняная игрушка.»
—
Городец, 2013.
В книге рассказано о судьбах и творчестве двадцати
мастеров жбанниковской свистульки. Степан Сироткин, Прасковья Смирнова, Марфа Валяева, Евгений и Константин Тимофеевы, Анна Терёшина, Вадим Жарков, супруги Фёдор и Наталья Лавровы… Наверняка среди хорошо известных фамилий заинтересованный читатель найдёт и те, о которых он ничего не слышал. Звонкие жбанниковские свистульки много лет радуют слух, славят Городец — теперь, наконец, мы узнаем и об их создателях.