Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по МХК Иконопись

Содержание

«На иконе … проглянула … затаившаяся древность, целый океан красоты, целая культура, цивилизация».(В.Солоухин)
ИКОНОПИСЬ «На иконе … проглянула … затаившаяся древность, целый океан красоты, целая культура, цивилизация».(В.Солоухин) Икона (от греч. eikon – изображение, образ) – сакральное изображение Иисуса Христа, Иконография Иисуса Христа Все Спасы Нерукотворные пишутся с Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения Доброго Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил  ( Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный, суровый Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви и Вседержателя на Спас в СилахОсобый вид Спаса на Престоле - Спас в Силах -  Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно он Спас Благое Молчание — редкая икона Христа. Если Иконография Богоматери изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.Елеуса (греч. Ελεούσα — поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В
Слайды презентации

Слайд 2


«На иконе … проглянула … затаившаяся древность, целый

«На иконе … проглянула … затаившаяся древность, целый океан красоты, целая культура, цивилизация».(В.Солоухин)

океан красоты, целая культура, цивилизация».

(В.Солоухин)


Слайд 3 Икона (от греч. eikon – изображение, образ) –

Икона (от греч. eikon – изображение, образ) – сакральное изображение Иисуса

сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а

также событий Священной истории. Главными изображениями христианского искусства были образы Христа и Богоматери.

Слайд 4 Иконография Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа

Слайд 5 Все Спасы Нерукотворные пишутся с "подлинного оригинала". Христос

Все Спасы Нерукотворные пишутся с

изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и

с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами - спас "Мокрая борода", "омоченные власы" (Лесков, "Запечатленный ангел")

Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь. 


Слайд 7 Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов.

самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах

русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ. На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.


Слайд 8 Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись (первые изображения

живопись (первые изображения Доброго Пастыря датируются III веком). "Аз

есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Евангелие от Иоанна).


Добрый Пастырь


Слайд 9 Много трогательных образов было создано в рамках этого

Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил  (

канона. Эммануил  ("С нами Бог") - Христос в младенчестве.

"И нарекут ему имя Эммануил..."
Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчеркивает, что пришел именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. На первой иллюстрации, однако, Спас-Эммануил изображен на Престоле с открытым Евангелием в руке - как Судия на Страшном Суде.
Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Христос Эммануил


Слайд 11 Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьезный,

этого канона. Серьезный, суровый Пантократор ("Вседержатель"), Создатель и властитель

мира, будто обозревает землю с небес, говоря: "Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий." Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая вас смотреть через его глаза в небеса.
Согласно канону в левой руке Христа - закрытое Евангелие, пальцы правой сложены таким образом, что образуют греческие символы "IC XC" (указательный и средний пальцы вверх). Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей, а рубаха (хитон) - красной, иногда лиловой, что символизирует  человеческое воплощение и божественную сущность Христа соответственно.

Христос -Пантократор


Слайд 13 Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника

Разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима, Верховного священника Церкви и Вседержателя

Церкви и Вседержателя на Страшном суде. Христос в царских

одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке (именно открытое Евангелие - символ Страшного суда).
Согласно этому канону Христос - Царь царей - изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове иногда изображают корону (митру). Фон иконы ("свет"), как правило, золотой.
Спас на престоле - грозный Судия, но также и избавитель бессмертных праведных душ в конце времен. Это особенно подчеркнуто в иконе Симона Ушакова (последняя в нижнем ряду). Христос держит открытое Евангелие от Матфея (25:34-36), и можно прочитать такие слова, обращенные к праведникам: "Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет и вы давали мне одежду, был болен и Вы навещали меня, я был в тюрьме, и вы приходили ко мне..."
На греческой иконе XVII века (первая во втором ряду) рядом с Христом символически представлены четыре Евангелиста, причем Матфей изображен в образе юноши, Марк - в образе льва, Лука - в образе вола, и Иоанн в образе орла. Все они держат свои Евангелия и все имеют крылья, что подчеркивает их ангельский чин.

Спас на Престоле


Слайд 15 Спас в Силах
Особый вид Спаса на Престоле -

Спас в СилахОсобый вид Спаса на Престоле - Спас в Силах

Спас в Силах -  нашел распространение в основном в

русской иконописи. Христос а окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырехугольник интенсивного красного цвета (символы "славы") и сине-зеленый (черный) овал.
Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).
Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.


Слайд 16 Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие

Это изображение страстей (страданий) и мук Господних, напоминающие нам, как сильно

нам, как сильно он любил и как сильно страдал.
Русская

икона (третья) изображает Христа в Претории, тюрьме в Иерусалиме, где Христа так безжалостно дразнили .в ночь перед Распятием. Он изображен со связанными руками и ногами в колодках.

Христос-Страстотерпец


Слайд 18 Спас Благое Молчание — редкая икона Христа. Если

Спас Благое Молчание — редкая икона Христа. Если

"Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким

он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается . в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Спас Благое Молчание


Слайд 19 Иконография Богоматери

Иконография Богоматери

Слайд 20 изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми

изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства

ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за

милостью для людей). Этот чин имеет две разновидности:
Великая Панагия ("Всесвятая") - изображение в полный рост. На груди Богоматери в "круге славы" Христос. Чаще всего изображалась в апсиде храма.
Богоматерь Знамение - поясное  изображение.

Богоматерь Оранта   ("Молящаяся")


Слайд 22 поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке

поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.Елеуса (греч. Ελεούσα

Христом.
Елеуса (греч. Ελεούσα — милующая от греч. έλεος, —

сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκυφιλουσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье.
Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимымые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших и др.
К сокращенному, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относится Корсунская икона. В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.
Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которой является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская.
Кроме того, эпитеты «Елеуса» или «Умиление» изредка могут присваиваться разнородным изображениям, отличным от описанных выше иконографических схем.

Богоматерь Елеус    ("Умиление")


Слайд 24 поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке,

поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет.

правая его благословляет. В руке Христа - как правило

- свиток.
Обратите внимание на вторую икону в этом ряду - Богоматерь-Троеручицу афонского монастыря Хиландар (Chilandari), Греция. Это, может быть, самая замечательная из провославных икон, хотя об этом мало кто знает. По преданию она написана самим евангелистом Лукой, лично знавшим св. Марию, поэтому именно эта икона подлинно передает облик Богородицы. Кроме того, история этой иконы связана с именем Иоанна Дамаскина, который в честь чудесного исцеления прикрепил к ее окладу руку, отлитую из чистого серебра - отсюда ее странное название.

Богоматерь Одигитрия    ("Путеводительница")


  • Имя файла: prezentatsiya-po-mhk-ikonopis.pptx
  • Количество просмотров: 158
  • Количество скачиваний: 0