Слайд 2
НОВАТОРСТВО ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ИСКУССТВА – ТАКОВ ГЛАВНЫЙ
ЛОЗУНГ АВАНГАРДА. АВАНГАРД – СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ САМЫХ «ЛЕВЫХ» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСКУССТВЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА». В АВАНГАРДНЫХ ТЕЧЕНИЯХ, НЕСМОТРЯ НА ВСЮ ИХ РАЗНОЛИКОСТЬ, ОБЩИМИ БЫЛИ НОВИЗНА И СМЕЛОСТЬ, КОТОРЫЕ СЧИТАЛИСЬ МЕРИЛОМ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И ЭТАЛОНОМ СОВРЕМЕННОСТИ. ОБЩЕЙ БЫЛА НАИВНАЯ ВЕРА ХУДОЖНИКОВ В НАСТУПЛЕНИЕ ОСОБОГО И НЕОБЫЧНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ – ЭРЫ ЧУДО-ТЕХНИКИ, СПОСОБНОЙ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЛЯ СТОРОННИКОВ АВАНГАРДА КАК БЫ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО. РЕАЛИЗМ XIX В. КАЗАЛСЯ МОЛОДЫМ НИГИЛИСТАМ «ОБВЕТШАЛОЙ МЕРКОЙ», СКОВЫВАЮЩЕЙ СВОБОДУ САМОВЫРАЖЕНИЯ.
К ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ И ФИГУРАМ АВАНГАРДА ОТНОСЯТСЯ ФОВИЗМ, КУБИЗМ, АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО, СУПРЕМАТИЗМ, ФУТУРИЗМ, ДАДАИЗМ, ЭКСПРЕССИОНИЗМ, КОНСТРУКТИВИЗМ, МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ, СЮРРЕАЛИЗМ, НАИВНОЕ ИСКУССТВО; ДОДЕКАФОНИЯ И АЛЕАТОРИКА В МУЗЫКЕ, КОНКРЕТНАЯ ПОЭЗИЯ, КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА, КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.
Слайд 3
Фовизм.
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи — дикий) —
направление во французской живописи и музыке конца XIX — дикий) —
направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Слайд 4
Альберт Матисс.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил
полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский
нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
Слайд 6
К. С. МАЛЕВИЧ
Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории.
Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители
нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.
Слайд 7
Черный квадрат.
Автопортрет,1912 г.
Слайд 8
КУБИЗМ (ФР. CUBISME) — АВАНГАРДИСТСКОЕ) — АВАНГАРДИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ,
ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЖИВОПИСИ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
И ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДЧЕРКНУТО ГЕОМЕТРИЗОВАННЫХ УСЛОВНЫХ ФОРМ, СТРЕМЛЕНИЕМ «РАЗДРОБИТЬ» РЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НА СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИМИТИВЫ.
КУБИЗМ
Слайд 9
Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах,
затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910
годуУчился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».
Ещё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницыЕщё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и других.
Аристарх Васильевич Лентулов
Слайд 10
В ЖИВОПИСИ БЫЛ СЕЗАННИСТОМВ ЖИВОПИСИ БЫЛ СЕЗАННИСТОМ И
ВООБЩЕ ИСПЫТЫВАЛ СИЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ЕВРОПЕ, ПРЕКРАСНО ГОВОРИЛ ПО-ФРАНЦУЗСКИ.
ТАКЖЕ ИСПЫТАЛ ВЛИЯНИЕ СВОЕГО ТЕСТЯ, В. И. СУРИКОВАВ ЖИВОПИСИ БЫЛ СЕЗАННИСТОМ И ВООБЩЕ ИСПЫТЫВАЛ СИЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ЕВРОПЕ, ПРЕКРАСНО ГОВОРИЛ ПО-ФРАНЦУЗСКИ. ТАКЖЕ ИСПЫТАЛ ВЛИЯНИЕ СВОЕГО ТЕСТЯ, В. И. СУРИКОВА, С КОТОРЫМ ВПЕРВЫЕ ВЫЕЗЖАЛ НА ЭТЮДЫ В ИСПАНИЮ, ПОЗЖЕ ОНИ РАБОТАЛИ ПО ВСЕЙ ЕВРОПЕ. В РАННЕМ ПЕРИОДЕ ХУДОЖНИК СТРЕМИЛСЯ ВЫРАЗИТЬ ПРАЗДНИЧНОСТЬ ЦВЕТА, СВОЙСТВЕННУЮ РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПРИ ПОМОЩИ КОНСТРУКТИВНОСТИ ЦВЕТА ПОЛЯ СЕЗАННА. ИЗВЕСТЕН СТАЛ БЛАГОДАРЯ СВОИМ НАТЮРМОРТАМ, ЧАСТО ИСПОЛНЕННЫМ В СТИЛЕ, БЛИЗКОМ АНАЛИТИЧЕСКОМУ КУБИЗМУ.
П. П. КОНЧАЛОВСКИЙ
Розы, 1955 г.
Слайд 12
ФУТУРИЗМ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ФУТУРИЗМ ОТТАЛКИВАЛСЯ ОТ ФОВИЗМА, ЗАИМСТВУЯ
У НЕГО ЦВЕТОВЫЕ НАХОДКИ, И ОТ КУБИЗМА, У КОТОРОГО
ПЕРЕНЯЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, ОДНАКО ОТВЕРГАЛ КУБИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (РАЗЛОЖЕНИЕ) КАК ВЫРАЖЕНИЯ СУЩНОСТИ ЯВЛЕНИЯ И СТРЕМИЛСЯ К НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫРАЖЕНИЮ ДИНАМИКИ СОВРЕМЕННОГО МИРА.
ГЛАВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ — СКОРОСТЬ, ДВИЖЕНИЕ, ЭНЕРГИЯ, КОТОРЫЕ НЕКОТОРЫЕ ФУТУРИСТЫ ПЫТАЛИСЬ ПЕРЕДАТЬ ДОСТАТОЧНО ПРОСТЫМИ ПРИЁМАМИ. ДЛЯ ИХ ЖИВОПИСИ ХАРАКТЕРНЫ ЭНЕРГИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ, ГДЕ ФИГУРЫ РАЗДРОБЛЕНЫ НА ФРАГМЕНТЫ И ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ОСТРЫМИ УГЛАМИ, ГДЕ ПРЕОБЛАДАЮТ МЕЛЬКАЮЩИЕ ФОРМЫ, ЗИГЗАГИ, СПИРАЛИ, СКОШЕННЫЕ КОНУСЫ, ГДЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕДАЁТСЯ ПУТЁМ НАЛОЖЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ФАЗ НА ОДНО ИЗОБРАЖЕНИЕ — ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ПРИНЦИП СИМУЛЬТАННОСТИ.
Слайд 13
Умберто БоччониУмберто Боччони — Улица входит в дом. 1911
Слайд 14
ХЛЕБНИКОВ — ОДИН ИЗ ПРИЗНАННЫХ ЛИДЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДАХЛЕБНИКОВ — ОДИН
ИЗ ПРИЗНАННЫХ ЛИДЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА НАЧАЛА XX ВЕКАХЛЕБНИКОВ — ОДИН
ИЗ ПРИЗНАННЫХ ЛИДЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА НАЧАЛА XX ВЕКА, ТАК КАК ОН ОСОЗНАННО ЗАНИМАЛСЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ НОВОГО ИСКУССТВА. МНОГИЕ ФУТУРИСТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ, И МАЯКОВСКИЙ, НАЗЫВАЛИ ЕГО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ; ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ВЛИЯНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ХЛЕБНИКОВА НА ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ПЛАТОНОВАХЛЕБНИКОВ — ОДИН ИЗ ПРИЗНАННЫХ ЛИДЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА НАЧАЛА XX ВЕКА, ТАК КАК ОН ОСОЗНАННО ЗАНИМАЛСЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ НОВОГО ИСКУССТВА. МНОГИЕ ФУТУРИСТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ, И МАЯКОВСКИЙ, НАЗЫВАЛИ ЕГО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ; ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ВЛИЯНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ХЛЕБНИКОВА НА ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА, НИКОЛАЯ АСЕЕВАХЛЕБНИКОВ — ОДИН ИЗ ПРИЗНАННЫХ ЛИДЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА НАЧАЛА XX ВЕКА, ТАК КАК ОН ОСОЗНАННО ЗАНИМАЛСЯ ВЫСТРАИВАНИЕМ НОВОГО ИСКУССТВА. МНОГИЕ ФУТУРИСТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ, И МАЯКОВСКИЙ, НАЗЫВАЛИ ЕГО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ; ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ВЛИЯНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ХЛЕБНИКОВА НА ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА, НИКОЛАЯ АСЕЕВА, БОРИСА ПАСТЕРНАКА.В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ХЛЕБНИКОВ ЧАСТО ОСТАВАЛСЯ В ТЕНИ, ТАК КАК ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОСНОВНОМ ЗАНИМАЛИСЬ ДАВИД БУРЛЮК И МАЯКОВСКИЙ.
ХЛЕБНИКОВ ОКАЗАЛ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РУССКИЙ И ЕВРОПЕЙСКИЙ АВАНГАРД, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОБЛАСТИ ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ. НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВООБЩЕ СЧИТАЮТ, ЧТО БЕЗ НЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИКИ И ПОЭТИКИ АВАНГАРДА НЕАДЕКВАТНО.
ВЕЛЕМИР ХЛЕБНИКОВ
Слайд 15
ОДИН ИЗ ВИДОВ КОМПОЗИТОРСКОЙ ТЕХНИКИ XX ВЕКА. МЕТОД
СОЧИНЕНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИ РАЗРАБОТАН А. ШЕНБЕРГОМ), ПРИ КОТОРОМ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТКАНЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫВОДИТСЯ ИЗ 12-ТОНОВОЙ СЕРИИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ, ПРИЧЕМ ИЗ 12 ЗВУКОВ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ГАММЫ НИ ОДИН НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЕРИЯ МОЖЕТ ПОЯВЛЯТЬСЯ КАК В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ИЗЛОЖЕНИИ (В ВИДЕ МЕЛОДИИ-ТЕМЫ), ТАК И В ВЕРТИКАЛЬНОМ (В ВИДЕ СОЗВУЧИЙ), ИЛИ И В
ТОМ И В ДРУГОМ ОДНОВРЕМЕННО.ВОЗНИК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АТОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ. ИЗВЕСТНЫ РАЗЛИЧНЫЕ РОДЫ ДОДЕКАФОННОЙ ТЕХНИКИ. ИЗ НИХ НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБРЕЛИ МЕТОДЫ ШЁНБЕРГА И Й. М. ХАУЭРА. СУЩНОСТЬ ШЁНБЕРГОВСКОГО МЕТОДА ДОДЕКАФОНИИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГОЛОСА И СОЗВУЧИЯ ПРОИЗВОДЯТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЛИ В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ ИЗ ЕДИНСТВЕННОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА — ИЗБРАННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ 12 ЗВУКОВ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ГАММЫ, ТРАКТУЕМЫХ КАК ЕДИНСТВО. ЭТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ НАЗЫВАЕТСЯ СЕРИЕЙ.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДОДЕКАФОНИИ – АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ, АНТОН ВЕБЕРН, АЛЬБАН БЕРГ, Й. М. ХАУЭР, ХИНДЕМИТ, ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, ШОСТАКОВИЧ, ПЬЕР БУЛЕЗ И Т.Д.
ДОДЕКАФОНИЯ
Вывод:
Русский авангардизм имеет корни
в западном изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века.