Слайд 2
«Времена года »Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его
произведений.
Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а
впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов.
Слайд 3
Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что
пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого
вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.
Слайд 4
Сонет:
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И
Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя
сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Слайд 5
Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в
которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где
пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.
Слайд 6
Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные
напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится
гармония. Изворотливая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Слайд 7
Третья часть концерта – поздняя осень с трублением
охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен
танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.