Слайд 2
Жостово
История жостовского промысла восходит к началу
XIX в., когда в ряде подмосковных сел и деревень
бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 3
Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов
Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII в. в селе Федоскине,
в 7 км от Жостова. Открывая в начале XIX века в Жостове мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Слайд 4
. Наряду с табакерками и другими небольшими предметами- портсигарами,
кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х гг. в отдельных
мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами.
Слайд 5
Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой -
пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние
тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами. Материалом для них служило папье-маше.
Слайд 8
. В Жостове сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей
в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и
станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами.
Слайд 9
. В 1830-е годы подносы в стали делать
из металла. На мысль о замене папье-маше на более
прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари. Постепенно железные подносы вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 10
В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская
фабрика декоративной росписи. Но уже к середине XIX века
сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Подносы изготавливались из обычного листового железа.
Слайд 11
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что
делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками
и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
Слайд 12
Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и
бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний,
свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 13
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется
без каких бы то ни было образцов. За подкупающей
лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Слайд 14
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками.
Во время работы художник держит поднос на колене и,
когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 15
. У жостовцев розы всегда яркие, крупные, сочные.
Встречаются также тюльпаны, маки, георгины и более скромные цветы
– ландыши, анютины глазки. Букет из скромных цветов, как правило, окружается цветочками помельче, словно связанными небольшими веточками и листочками.
Слайд 22
Мастера из Жостова пишут исключительно по воображению –
образцов нет. Зато есть правила, передаваемые из поколения в
поколение, связанные с целым рядом очень прочных жостовских традиций
Слайд 26
Азам росписи здесь начинают обучаться с детства,
и лишь годам к семнадцати молодой мастер овладевает всеми
приемами кистевого письма. Оно удивительно гармоничным образом совмещает в себе все оттенки цветов – красного, желтого, голубого, синего, зеленого, фиолетового. И в результате получается такое мощное многоцветье, что глаз не оторвать!
Слайд 27
Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают
молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит,
открывает пути дальнейшей жизни промысла.