Слайд 2
Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство
мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей, красной
или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции:
Слайд 3
венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании
с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и
листьев.
Слайд 4
Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему?
Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же
рисунок.
Слайд 5
Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать.
Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь
с традицией сохраняется.
Слайд 6
Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные,
почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да
листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.
Слайд 7
Самые крупные в середине, ближе к краям помельче,
а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.
Слайд 8
Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные
и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие.
Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.
Слайд 9
Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции—где
будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья.
Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.
Слайд 10
Вот кистью положен мазок, еще мазок от края
лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой
за слоем на цветах и листьях создается объем.
Слайд 11
И это еще не все. Надо усилить темные
места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые,
красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые.
Слайд 12
Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев,
придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки
свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.
Слайд 13
Но и на этом дело не кончилось! Надо
украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и
кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.
Слайд 14
Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько
раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют
как зеркало. Правда, красиво?
Слайд 15
ЗАДАНИЕ
Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми
большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм
подносов (можешь вырезать ее) и не забудь про бортик.
Слайд 16
ЗАДАНИЕ
Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный,
зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и
картону сначала пиши букет, а потом фон.
Слайд 17
ЗАДАНИЕ
Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с
белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков
цвета, разбелок.
Слайд 18
ЗАДАНИЕ
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм.
Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по
подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.