Слайд 2
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов,
существующий в деревне Жостово.
Слайд 4
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу
XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень
бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 5
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев
Вишняковых. В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях
увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Слайд 6
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и
популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями
ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Слайд 7
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В
самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов
и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Слайд 8
Особенности жостовской росписи
Слайд 9
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по
красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над
несколькими подносами.
Слайд 10
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в
котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Слайд 11
По назначению подносы делятся на две группы: для
бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как
украшение.
Слайд 12
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные,
овальные и др.
Слайд 13
Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов,
Е. П. Лапшин.
Алексей Ильич Лезнов. Букет в корзине.
Поднос прямоугольный крылатый. И.С. Леонтьев. 1973г.
Слайд 15
Замалёвка
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты
цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. При
этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Слайд 17
Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно
слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места
растений.
Слайд 18
Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского
письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется
и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.
Слайд 19
Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется
освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и
колорит.
Слайд 20
Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи
специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные
штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Слайд 21
Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет
как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких
стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 22
Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических
или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может
соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 24
Наводка зеркального блеска
С помощью тончайшего мелового порошка поднос
затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы
еще больше блестел.