Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Что за прелесть эти сказки Презентация к уроку музыки в 5 классе по программе Музыка в школе авторов Критской, Сергеевой

Содержание

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композитора Н. А. Римского-Корсакова – как музыкального сказочника;.ю. • расширить понятие «симфоническая сюита». Задачи:Образовательные: - познакомить детей с жанром “программной музыки” и её
Тема урока музыки в 5 классе :  «Народное творчество как часть Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с реальностью, Музыкальные произведения, созданные композиторами на основе литературного сюжета называются программными. Музыкальный сказочникНа создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки Средневековый тот арабский край Имел свои причуды и мораль… Царь Шахриар, обманутый женой, Искоренить решил неверность радикально, Чтоб обрести утраченный покой, Невесты подросли, но шах о них забыл, К Шехеразаде он поныне не Программным  является любое произведение искусства, имеющее определённую основу или сюжет.Симфоническая сюита I часть «Море. Синдбадов корабль». Эта часть сюиты построена на образах сказки Вступление. Шахриар и Шехеразада.  Мелодия скрипки вьется извилистым тонким узором и II часть – «Фантастический рассказ Календера-царевича» «Дошло до меня, о великий III часть «Сказка о царевиче и царевне»Ее главные персонажи обрисованы с помощью В IV части сюиты 2 картины: Эпилог.В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается часть «уходящей» темой Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - цветным слухом. Выбор тональности Вокально – хоровая работа: «Добрые Сказки Детства» музыка Евгения Мартынова, слова Роберта Рефлексия.  Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?- тема урока доступна
Слайды презентации

Слайд 2 Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композитора Н.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композитора Н.

А. Римского-Корсакова – как музыкального сказочника;.ю. • расширить понятие «симфоническая

сюита».

Задачи:
Образовательные: - познакомить детей с жанром “программной музыки” и её строением;
-с жанром симфонической сюиты.
Воспитательные: - воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки;
-формировать музыкальный вкус;
-приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: - развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.


Слайд 3

Сказка…
Ее причудливый мир, в котором вымысел так

Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с

естественно сплетается с реальностью, привлекал многих русских композиторов.
Николай

Андреевич Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи.
Ни один из русских композиторов не отдал сказке столько души, сколько Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Языком сказки он рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал живописные картины природы.
Но не меньше чем сказка, манило композитора море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей он бывал в походах на Балтике, а молодым морским офицером три года провел в плавании.
Морское путешествие познакомило
Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт.

Назовите оперы – сказки композитора?




Слайд 4



Музыкальные произведения, созданные композиторами на основе литературного сюжета

Музыкальные произведения, созданные композиторами на основе литературного сюжета называются программными.

называются программными.

Они нередко имеют

название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание.

Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер.
Но не только русскими сказками был увлечен композитор.

Сказки востока воплотились яркими образами в симфонической сюите «Шехерезада».




Слайд 5 Музыкальный сказочник
На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские

Музыкальный сказочникНа создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки

сказки "Тысяча и одна ночь", хорошо знакомые ему с

детства.
Сборник сказок «1001 ночь» — памятник средневековой арабской литературы, в котором собраны сказки, основанные на индийском, иранском и арабском фольклоре, объединенные образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря- Шехеразады.
Сюита напоминает симфонию, состоящую из 4 частей.
«Шахерезада» - одно из лучших симфонических произведений Н. А. Римского-Корсакова, сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора.


Слайд 6

Средневековый тот арабский край
Имел свои причуды и

Средневековый тот арабский край Имел свои причуды и мораль…

мораль…


Слайд 7
Царь Шахриар, обманутый женой,
Искоренить решил неверность радикально,

Царь Шахриар, обманутый женой, Искоренить решил неверность радикально, Чтоб обрести утраченный


Чтоб обрести утраченный покой,
Он начал поступать… оригинально.
Любая

девушка, проведшая с ним ночь,
На утро казнена была. Примером
Та казнь служила. И никто помочь
Ей был не в силах. Злость его душила. Была у мудрого визиря дочь -
Придумала, как девушкам помочь.
Тот план несложен, и лукав -
Шехеразада, сказочку начав
Ее закончить, вовсе не спешила.
До первых петухов была мила
С зорей, и дозволеньем шаха, спать ушла…
Отсрочил казнь на день, затем, еще на срок,
А сказок не кончается поток!
Так, день за днем, история ткалась
Без малого почти три года длилась
Кто ж будет расточать немилость
Коль жизнь и в интерес, и всласть…

Слайд 8
Невесты подросли, но шах о них забыл,
К

Невесты подросли, но шах о них забыл, К Шехеразаде он поныне

Шехеразаде он поныне не остыл -
Так велика у

сказочницы сила,
Гарем ему, единственная заменила…

В основу симфонической сюиты легли отдельные, не связанные друг с другом эпизоды сказок...
В «Летописи»
Н.А. Римский-Корсаков прямо указывает на программность каждой из четырех частей сюиты:

Слайд 9 Программным является любое произведение искусства, имеющее определённую

Программным является любое произведение искусства, имеющее определённую основу или сюжет.Симфоническая сюита

основу или сюжет.
Симфоническая сюита «Шехеразада»
состоит из 4 частей:
Шахриар

и Шехеразада. Море и Синдбадов корабль.
Рассказ царевича Календера.
Царевич и Царевна.
Багдадский праздник. Корабль с медным всадником, разбивающийся о скалы.

Слайд 10 I часть «Море. Синдбадов корабль». Эта часть сюиты построена

I часть «Море. Синдбадов корабль». Эта часть сюиты построена на образах

на образах сказки о Синдбаде-мореходе. Синдбад, путешествуя по морю,

попадает в кораблекрушение. Мужество и твёрдость характера помогают ему преодолеть грозную морскую стихию.

Слайд 11 Вступление. Шахриар и Шехеразада.

Мелодия скрипки вьется извилистым

Вступление. Шахриар и Шехеразада. Мелодия скрипки вьется извилистым тонким узором и

тонким узором и напоминает изысканный восточный орнамент.
Обе темы являются

не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения.


Они предстают перед нами в самом начале сюиты, в ее вступлении.
Сюита открывается воинственной музыкальной фразой, которая исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами. Она звучит грозно-величаво, напоминая слушателю о свирепом нраве восточного повелителя Шахриара.


Но вот слышится совсем иная мелодия: мягко задушевное пение солирующей скрипки под нежные аккорды арфы. Это — прекрасная Шехеразада.

(звучит тема Шехеразады из 1 части Симфонической сюиты)



Слайд 12 II часть – «Фантастический рассказ Календера-царевича»


«Дошло до меня,

II часть – «Фантастический рассказ Календера-царевича» «Дошло до меня, о

о великий царь….» - так начинает Шехеразада каждую свою

новую сказку.
Этим словам соответствует появляющаяся в начале каждой части сюиты вдохновенная мелодия скрипки – тема Шехеразады.

Во 2 части рассказчица ведет повествование от имени героя – Календера-царевича.
Календерами на Востоке называли бродячих монахов, живущих подаянием.
Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевается в монашескую одежду. Музыка воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя.




Слайд 13 III часть «Сказка о царевиче и царевне»

Ее главные

III часть «Сказка о царевиче и царевне»Ее главные персонажи обрисованы с

персонажи обрисованы с помощью двух тем восточного характера –

мечтательной и нежной темы влюбленного царевича и грациозно-кокетливой темы царевны. Схожестью интонаций композитор подчеркивает общие нежные чувства между героями.



Слайд 14 В IV части сюиты 2 картины:

В IV части сюиты 2 картины:

«Багдадский праздник» и «Корабль разбивающийся о скалу с медным всадником».

Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником.
В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады.
Таким образом, в сюите нет единого сюжетного развития, то есть в каждой из частей композитор творит новую сказку, объединяющей нитью которых является тема очаровательной сказочницы Шехеразады, рассказывающей грозному султану свои чудесные сказки.

«…Дошло до меня, о счастливый царь», - начинает новую сказку Шехеразада.
Но теперь ее мелодия звучит взволнованно, ведь она собирается рассказать не только о радостных, но и о страшных событиях. Яркая картина народного праздника в Багдаде - грандиозный финал сюиты - объединяет многие ее темы, словно «собирает» героев произведения на веселом празднике.
Но неожиданно веселье сменяется картиной грозного, бушующего моря.


Слайд 15 Эпилог.


В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а

Эпилог.В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается часть «уходящей»

заканчивается часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.
Мелодия

главной партии , основанная на теме Шахриара. переливается медленными, ровными волнами на фоне могучего и мерного колыхания сопровождения. Временами возникают и мгновенно гаснут короткие «всплески»

Слайд 16
Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром -

Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - цветным слухом. Выбор

цветным слухом. Выбор тональности Ми-мажор для темы Моря не

случаен.
Ми мажор в восприятии Корсаковым цветозвуковых соотношений окрашивался в темно-синий, сапфировый тон — цвет морской воды.

Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю - симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение.
Вывод:
Симфоническая сюита – это многочастное произведение, объединённое единым сюжетом.




Слайд 19 Вокально – хоровая работа: «Добрые Сказки Детства» музыка Евгения Мартынова,

Вокально – хоровая работа: «Добрые Сказки Детства» музыка Евгения Мартынова, слова

слова Роберта Рождественского
1.В детстве мы жили-были,
Сказочно были-жили,
В детстве все

звезды ярче светили,
Были дома большими.
2.Шли мы легко за днями,
Щедрой была дорога.
Ах, как сияло солнце над нами,
Как его было много!
3.Как наше сердце билось!
Как нам светло мечталось!
Что-то исчезло, что-то забылось,
Многое в нас осталось.
4. Солнце по небу катит,
Вновь ему в небе тесно.
Пусть в человеке светят, не гаснут
Добрые сказки детства!

  • Имя файла: chto-za-prelest-eti-skazki-prezentatsiya-k-uroku-muzyki-v-5-klasse-po-programme-muzyka-v-shkole-avtorov-kritskoy-sergeevoy.pptx
  • Количество просмотров: 189
  • Количество скачиваний: 14