Слайд 2
Большая советская энциклопедия
«Духовная музыка – это музыка, содержащая
текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время
церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».
Слайд 3
Святой Апостол Павел
Учил, что каждый человек состоит из
тела, души, духа.
Тело музыки – звук
Душа музыки – законы
ее развития
Дух порождает к жизни эти законы
Слайд 4
Важнейшая черта духовной музыки
молитвенность
Слайд 5
Духовная музыка –
это музыка созданная
во имя
Отца и Сына и Святого Духа.
Обращенная к Богу
Посвященная Богу
Воплощенная,
созданная
с помощью Бога
Слайд 6
Духовная музыка опирается
на соборный опыт Церкви
Слайд 7
«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»
Святитель
Иоанн Златоуст
Слайд 8
Святитель Климент Александрийский
(150 – 215 гг.)
«У нас
в употреблении есть только один инструмент – слово мира,
молитвы: при помощи его воздаем мы почет, а не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души своей музыкой… Если критический рассмотреть их, то, в действительности, все эти инструменты окажутся воинственными: таково их дело, когда они разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый гнев».
Слайд 9
Восточная Римская империя (Византия)
Слайд 10
Преподобный Роман Сладкопевец
(около 450 – 556 гг.)
Служил при
храме Святой Софии в г.Константинополе
Написал более 1000 гимнов и
молитв
Автор кондака праздника Рождества Христова и других песнопений
Слайд 11
Виды самых древних песнопений в честь святых и
праздников
Кондак Икос Тропарь
Слайд 12
Преподобный Иоанн Дамаскин
(676 – 780 гг.)
До монашества был
правителем Дамаска
Защищал почитание святых икон
Совершенствовал систему осмогласия
Творец многих канонов
Слайд 13
Глас – Осмогласие - Октоих
Глас — в техническом
смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны
чередуются по известным правилам. В каждом гласе главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта).
Русская православная церковь приняла от греческой восемь гласов или музыкальных ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием.
Октоих (по русски — осмогласник) - нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и будничные дни, большею частью знаменного и киевского распевов.
Слайд 14
Образцами для 1 – 3 песней канона послужили:
Для 1 песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка
Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15).
Для 2 песни – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю».
Для 3 песни - благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).
Слайд 15
Образцами для 4 – 6 песней канона послужили:
Для
4 песни - молитва пророка Аввакума, который, задолго до
Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З).
Для 5 песни - молитва пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26).
Для 6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2).
Слайд 16
Образцами для 7 - 9 песней канона послужили:
Для
7 и 8 песен - благодарственная песнь трех отроков,
спасенных в раскаленной печи: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).
9 песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).
Слайд 17
Крещение Руси
святым
великим князем Владимиром
988 г.
Слайд 18
Десятинная церковь –
первый каменный храм г.Киева.
Слайд 19
Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии
Ирмологий (собрание
ирмосов, канонов)
Стихирарь (сборник стихир)
Минея служебная (месячные службы)
Обиход
(песнопения Литургии и Всенощного бдения)
Октоих (праздничные и воскресные песнопения)
Слайд 20
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом
Антонием из Любеча.
Здесь возникла первая школа церковного пения.
Слайд 21
Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:
Строго вокальный
характер
Тесная связь музыки и слова
Плавность мелодического движения
Подчинение музыкальной композиции
смысловой структуре текста
Слайд 22
Знамена – Крюки - Невмы
Знаменный распев получил
свое название от славянского слова «знамена» - особые знаки,
которые ставились над распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
Слайд 23
Названия отдельных крюков:
Крюк - обозначает не ноту, а
интонационный переход от одного звука к другому. При этом
начальный крюк не был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.
Слайд 24
Новые распевы, возникшие
в 16 веке на основе
Знаменного пения
Большой
Путевой
Демественный
Местный
Слайд 25
Строчное пение
Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке.
Возникло в 16 веке, широко распространилось во 2-й половине
17 века одновременно с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им.
Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".
Слайд 26
Партесное пение
Партесное пение (от латинского «partes» — голоса)
– стиль русского многоголосного хорового искусства.
Партесное пение было
перенесено с Украины в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652)
Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы.
Было распространено в России до последней четверти 18 века.
Слайд 27
Бортнянский Дмитрий Степанович
(1751 – 1825)
Управляющий Придворной
капеллой
Создатель жанра духовных концертов
Стараясь возродить лучшие образцы древнего
пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева
Слайд 28
В течение 19 века свои силы в церковном
песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские
композиторы
Слайд 29
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял
труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения
Всенощного бдения и Божественной Литургии
Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение
Слайд 30
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения,
П.И.Чайковский записал в дневнике:
«Я чувствую, что начинаю уметь
любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.
Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»
Слайд 31
Основные богослужения
Русской Православной Церкви
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается
вечером, накануне церковного праздника и включает песнопения, посвященные истории
Ветхого и Нового завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками
Слайд 32
Обратившись к церковной музыке,
Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
музыку - в 1910 году к Литургии святителя Иоанна
Златоустого, а в 1915 году –
ко Всенощному бдению
Слайд 33
Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова
и других композиторов способствовало
возвращению
к истокам русской духовной музыки –
интересу к древнему знаменному
пению,
византийскому осмогласию и национальным традициям
Многие произведения «Нового направления» были достойно исполнены Московским Синодальным хором
Слайд 34
Композиторы – представители
«Нового направления» в духовной музыке
начала 20 века (слева – направо)
Александр Гречанинов (1854 –
1956)
Александр Кастальский (1856 – 1926)
Павел Чесноков (1877 – 1944)
Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935)
Слайд 35
Характерные черты «Нового направления»
в духовной музыке начала
20 века
Приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления
и опыта национальной композиторской школы;
Обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям;
Раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.
Слайд 36
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
«До
сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной
музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»