Слайд 2
Маленький Саша рано проявил разносторонние способности.
Он учился нескольким языкам - немецкому, французскому, английскому, позже
освоил итальянский. В восемь лет начал брать уроки игры на флейте, чуть позже - на фортепиано и виолончели, а в девятилетнем возрасте сочинил первое произведение – польку для фортепьяно в четыре руки «Элен».
Слайд 3
Однако не только музыкой увлекался Бородин.
Другой страстью, завладевшей им с детства, была химия. Саша
устроил у себя дома настоящую лабораторию, в которой проводил различные опыты. Он показывал химические фокусы, научился делать акварельные краски, изготовлял самодельные фейерверки, пугая домашних, которые опасались, как бы он не сжег весь дом.
Слайд 4
Александр Бородин
Успешно окончив летом 1850 года
Первую петербургскую гимназию, Бородин, как и многие представители передовой
молодежи 50-х годов, решил стать естествоиспытателем.
Слайд 5
Осенью того же года он поступил
вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии в Петербурге. Лекции,
которые читал один из выдающихся химиков того времени Н. Н. Зинин, потрясли Бородина, он еще больше увлекся этой наукой и уже через два года как один из самых лучших и любимых учеников начал вести в лаборатории Зинина научную работу.
Слайд 6
Русские ученые-химики в Гейдельберге. Слева направо: Н. Житинский,
А.П.Бородин, Д.И. Менделеев, В.И. Олевинский
Совершенствовать знания молодого ученого командировали на 3 года в Европу. В этой поездке он близко сошелся с Дмитрием Менделеевым, дружбу с которым пронес через всю жизнь.
Слайд 7
Путешествие в Европу
Еще до поездки Бородин
издал более десятка статей и рефератов, где описывал свои
лабораторные исследования, после чего был избран членом Парижского химического общества, а затем и членом Немецкого общества химиков. Это открыло перед молодым ученым двери лабораторий известных ученых, Италии, Германии, Франции.
Слайд 8
Напряженно работая в лабораториях, молодые ученые
все свое свободное время и весьма скромные доходы тратили
на посещение оперных спектаклей и концертов симфонической, органной музыки, проходивших в соседних городах. Почти все они владели какими-либо инструментами, охотно музицировали вечерами в камерных ансамблях - дуэтах, трио, квартетах.
Слайд 9
Собирались чаще всего у Бородина, который
своим музыкальным талантом выделялся среди друзей. В Гейдельберге Бородин
сочинил несколько камерных произведений, которые охотно исполнялись в кругу друзей. В 1861 году Бородин познакомился с приехавшей в Гейдельберг на лечение талантливой молодой московской пианисткой Е. С. Протопоповой.
Слайд 10
ЛЮБОВЬ К музыке сблизила ученого с
Екатериной Сергеевной. Она открыла ему мир романтической музыки Шопена,
Шумана, Листа. Когда состояние здоровья Екатерины Сергеевны ухудшилось и требовался переезд в Италию, Бородин сопровождал ее уже как будущий супруг. В Италии он написал одно из лучших своих камерных сочинений – Фортепианный квинтет.
Осенью 1862 года они вернулись в Петербург и весной следующего года поженились.
Слайд 11
Один из «Могучей кучки»
По возвращении в
Россию служебная карьера Бородина успешно развивалась. Он стал профессором
кафедры химии Медико-хирургической академии, затем ординарным профессором, заведующим кафедры, руководителем химической лаборатории. В 1877г. Бородин стал академиком, а это уже несомненное признание в научном мире. Он автор более 40 научных работ по химии, которые изданы не только в России.
Слайд 12
Монета в 1 рубль 1993 г. «160-летие со
дня рождения А.П.Бородина»
Александр Порфирьевич не боялся
брать на себя солидные административные заботы. Он был одним из организаторов и педагогов созданных в 1872 г. Женских врачебных курсов, имевших статус высшего учебного заведения (первого и единственного в то время в России).
Слайд 13
При большой служебной загрузке Бородин умудрялся
выкраивать время и для музыки. Уже в пятидесятые годы
он был известен как автор романсов и фортепианных пьес. Поворотным в его музыкальной карьере стал 1862 год, когда произошло его знакомство с М. А. Балакиревым и молодыми композиторами «Могучей кучки». Для Александра Порфирьевича начался новый период музыкальной жизни, связанный с серьезным композиторским трудом.
Слайд 14
Вдохновляемый Балакиревым, он взялся за сочинение
симфонии. В 1869 году Первая симфония была представлена на
суд публики, встретившей ее с большим интересом. Ободренный успехом, Бородин приступил к сочинению новой симфонии. Публичное исполнение Второй симфонии, с легкой руки Стасова названной «Богатырской», стало триумфом автора, сразу введя Бородина в первые ряды российских композиторов и принеся ему европейскую известность.
Слайд 15
В
В этот период Бородин приступил к
работе и над созданием своего главного произведения - оперы
«Князь Игорь», ставшей делом всей его жизни. В восьмидесятые годы Бородин смог больше внимания уделять музыке, стал экспериментировать в области камерно-вокальной лирики, вводя в произведения так любимые им героические образы. Им были написаны эпические баллады «Море» и «Песнь тёмного леса», элегия «Для берегов отчизны дальней».
Слайд 16
Создана новаторская для того времени симфоническая картина
«В Средней Азии», несколько фортепианных пьес и камерных квартетов.
Признанным шедевром стал исполненный в 1882 году Второй струнный квартет, все части которого могут исполняться и отдельно, как самостоятельные инструментальные произведения.
Слайд 18
О значении композиторского творчеств Бородина лучше
всего сказать словами его со временников, друзей и соратников
по «Могучей кучке». Ц. А. Кюи отмечал: «Ученая деятельность Бородина плодотворна и почтенна; но музыкальная, композиторская деятельность имеет еще большее, совершенно выдающееся значение».
Слайд 19
«Талант Бородина равно могуч и поразителен как
в симфонии, так и в опере и в романсе,
— писал Стасов. — Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».
Слайд 20
Александр Порфирьевич Бородин не был чужд
простым человеческим радостям. С удовольствием путешествовал, любил и понимал
русскую природу. На лето он часто уезжал в село Давыдово, что во Владимирской области. «Как здесь хорошо! - писал он из Давыдова. - Какие леса, рощи, бор, поймы. Что за воздух». Здесь композитор плодотворно работал над оперой «Князь Игорь», слушал народные песни, бродил по перелескам и полям, «проникаясь русским духом». В наши дни в селе открыт небольшой народный музей А.П. Бородина.
Слайд 21
Экспозиция музея А. П. Бородина в селе Давыдово
Слайд 22
Во время профессорской вечеринки по случаю
Масленицы 15 февраля 1887г, стоя в кругу гостей, Бородин
неожиданно упал.
Слайд 23
Как писал Стасов, «не испустив ни
стона, ни крика, словно страшное вражеское ядро ударило в
него и смело его из среды живых».
Александр Порфирьевич умер на 54-м году
жизни от сердечного приступа, вызванного много
летними непосильными перегрузками, так и не за
кончив крупнейшего произведения, дела всей сво
ей жизни-оперы «Князь Игорь».. Окончить оперу и
подготовить ее к печати взялись ближайшие друзья
композитора - Римский-Корсаков и Глазунов.