Слайд 2
Цель урока: расширить представление обучающихся об оперном искусстве.
Задачи:
познакомить с творчеством Джорджа Гершвина,
сформировать систему новых понятий, таких
как: «симфоджаз», познакомить с первой национальной американской оперой «Порги и Бесс»
Слайд 3
Джордж Гершвин - гений XX века
Дж.Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики
XX века. Он является основоположником американской музыки.
Родился будущий композитор 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из Одессы. Настоящее его имя – Янкель Гершовиц. Детство провел в районе Ист-Сайд, Нью-Йорк. Родители даже не подозревали, каким музыкальным талантом обладал Джордж, пока не купили пианино для его старшего брата. Взяв пару уроков музыки у разных педагогов, Гершвин решил посвятить свою юность е многочасовым импровизациям за музыкальным инструментом.
Слайд 4
Дж.Гершвин первым в основу музыки положил негритянскую народную
музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической
музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.
Слайд 5
Симфоджаз - музыкальный стиль 20-го века, название которого
образовано от слов "симфонический" и "джаз". В этом стиле
объединились легкая музыка для симфонического оркестра и популярный джаз.
Слайд 6
Джаз – это направление в музыке, которое возникло
в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские
ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий.
Слайд 7
Другими словами, симфоджаз - это полуимпровизационный жанр, появившийся
в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.
Слайд 8
Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения
импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент
самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Основу джазового оркестра составляют духовые инструменты.
Слайд 9
Почему духовые инструменты стали сольными?
Это последствия Гражданской
войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных
духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров.
Слайд 10
Современный джазовый оркестр состоит таких музыкальных инструментов, как
труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара (банджо).
Слайд 11
Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной
в то время широкой публике музыки "черного" населения Америки
- негритянской музыки.
В стиле симфоджаза написаны – Концерт для фортепиано с оркестром (1925г), Рапсодия в стиле блюз (1924г), опера «Порги и Бесс» (1935г).
Слайд 12
Опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная
опера .
Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных
граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество.
Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
Слайд 13
Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст.
Два
центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнофликта. Это
Порги - бедный калека и Спортинг лайф - торговец наркотиками. Они борются за любовь простой женщины - Бесс.
Слайд 14
В финале оперы Бесс все-таки уезжает со Спортинг
Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в
которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.