см. Внизу контрабас завершается шпилем. Исполнитель играет на нём
стоя или садится на очень высокий специальный стул. Контрабас отчётливо слышен на самых низких, басовых нотах. Его основная задача - давать оркестровый "бас" - опорную ноту в самом низком регистре. Первые контрабасы были сделаны, как утверждают исследователи, в 18 веке мастерами Маджини и Тодини. Небольшие оркестры 18 века - начала 20 века включали в свой состав лишь один контрабас. В современном оркестре их уже 8-9. Роль контрабаса в оркестре огромна: являясь басом оркестра, он создает как бы основу звучания струнной группы. Иногда контрабасам поручают сольную партию в оркестре.
Слайд 8
Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства
смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств, возвышенности. Кроме
того, на виолончели можно достичь виртуозного совершенства, лёгкости и подвижности. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность. Появилась она в конце 15 - начале 16 века. Во время игры исполнитель ставит инструмент между коленями, упираясь металлическим шпилем в пол. Раньше шпиль не применялся, и музыканты держали виолончель на специальном стуле. Виолончель имеет 4 струны. Этот инструмент обладает самым ярким тембром. С равной силой виолончель передаёт душевное волнение и трогает слушателя задушевностью.
Слайд 10
Скрипка Первые скрипки появились во Франции и Италии
в начале 16 века. Вскоре их стали изготавливать по
всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру знаменитых скрипичных мастеров: Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок клёна и ели запели лучше самых красивых голосов. На инструментах, созданных руками этих мастеров, играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира. Скрипка имеет четыре струны, каждая из которых неповторима своей звуковой окраской. У верхней она блестяща и ярка, две средние имеют более нежный, поэтический тон, а нижняя - "басок" - Обладает сочностью тембра и силой. Технические возможности скрипки велики: она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Приёмы игры на ней совершенствовались вместе с искусством отдельных виртуозов.
Слайд 11
Никола Паганини
Особенно сильно расширил возможности инструмента итальянец