Слайд 2
Цели урока
знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа.
обобщение и
расширение представления учащихся о народных праздниках и христианских православных
традициях.
воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни.
развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.
Слайд 3
Ты откуда, русская
Зародилась, музыка?
То ли в поле чистом,
То
ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в
птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков
Слайд 4
Обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в
иной мир.
В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия
и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни.
Слайд 5
Честная госпожа Масленица
Масленица Б.М.Кустодиев
Масленица обрядовый славянский праздник, самый
весёлый, или вернее – разгульный народный праздник, который дошел
и до наших времен.
Масленица
это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
Слайд 6
Б.М.Кустодиев. Автопортрет
Кустодиев Б.М. Масленица. 1919 г.
Слайд 7
Троица – Зелёные Святки
П.Суходольский. Троицын день
С незапамятных времен
является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день.
С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества.
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Слайд 8
А.Рублёв. Троица Ветхозаветная
Иконописец, художник-монументалист
1360-е-1127/30
Слайд 9
На поляне девушки плели венки из травы и
цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок
не тонул, плыл — желание исполнится; если тонул – не исполнится. Берёзку украшали лентами венками, ветки берёзы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.
Б.Кустодиев. Троицын день
Слайд 10
Б.Кустодиев. Троицын день
П.Суходольский. Троицын день
Слайд 11
Покров - зазимье
Осенью праздновался Покров Пресвятой Богородицы —
праздник, установленный в память о событии, происшедшем в Константинополе
в середине Х века.
К городу приближалось многочисленное вражеское войско, и во время богослужения во Влахернском храме, когда весь народ молитвенно просил о Небесной помощи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вдруг увидели в воздухе над молящимися Божию Матерь, Которая распростерла Свой покров (омофор) над людьми.
Люди ободрились и бросились в атаку на врага.
Константинополь был спасен.
Разноголосый хор молящихся обращается к Небесной Владычице: «Покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла».
Слайд 13
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском
быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств
в ознаменование окончания полевых работ. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Его отмечают с ХII века. Это первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. В народе говорят: «На Покров: до обеда осень, после обеда – зима». Именно к этому времени оканчивались все полевые работы, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки.
Б.М.Кустодиев. Ярмарка. 1906 г.
Слайд 14
Рождество Христово
А в середине зимы на Руси праздновали
Рождество Христово, его еще называют «матерью всех праздников». Значение
святой рождественской ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества.
А.Рублёв. Рождество Христово. Икона. Первая половина XVв.
Слайд 15
Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя
обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями.
Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или обсыпали мукой и сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки.
Слайд 17
Календарные ритуалы по-своему организовывали крестьянский быт. Без них
мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые
враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт природосообразно, т.к человек во многом зависел от природы.