Слайд 2
Русская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы
не знаем края
Где б так же почитали их.
Слайд 3
Национальный костюм … это
символ народа
величие народа
традиции народа
гордость народа
фантазии народа
особенность народа
душа народа
колорит народа.
Слайд 4
Народный костюм – летопись жизни наших предков.
Одежда
всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества.
Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале.
Слайд 5
Россия
Берегите Россию.
Нет России другой.
Берегите её тишину
и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на
столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите её
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию
Нет России другой.
Слайд 6
В древности русские называли одежду – одёжа.
Главной
одёжей была русская рубаха.
Предки считали, что одежда -
это оберег.
Оберег – значит оберегает.
От чего оберегает?
От непогоды, укрывает от сглаза, от воздействия злых сил.
Слайд 7
Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны.
Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели
почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.
Рубахи носили все :
девочки и мальчики, юноши и девушки,
мужчины и женщины, богатые и бедные.
Слайд 8
Женщины
тоже носили рубаху, но она была
длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот
и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.
Слайд 9
Поверх рубахи надевали
понёву – юбку,
состоящую из
3-х несшитых прямоугольных
кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса.
Она была короче рубахи, и спереди её полы расходились. Ткань для понёв была пёстрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).
Слайд 10
Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду, называемую,
свита. Она была с широкими рукавами.
В холодное время
носили плащи.
Слайд 11
Одежда князя.
На князе, свита зеленого цвета с
золотыми зарукавьями.
Синий плащ с золотой каймой на красной
подкладке.
На голове – круглая шапка с мехом.
На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи.
Слайд 12
Все носили рубахи
Что было общего в одежде крестьян
и богатых,
знатных людей?
Слайд 13
Были
рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти
не украшали – только швы и края обшивали красной
нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
Слайд 14
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники надевали
богато украшенные вышивкой рубахи.
А поскольку считалось, что в
праздники человек разговаривает с Богом,
то и рубаха тоже как бы участвовала в этом разговоре. На ней языком орнамента- повторяющегося узора – были записаны все просьбы
и желания человека.
Слайд 15
Люди Московской Руси
в XV-XVII веке.
Мужчины стали
носить кафтаны. Они были очень разные.
Одни короткие, другие длинные
из узорчатых дорогих тканей.
На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы.
На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром.
Слайд 16
Исконно русской одеждой была шуба.
Ею, как ценным
подарком, награждали за хорошую службу. Сверху шубы покрывались тканью,
а подкладкой служил мех соболя, лисицы, песца. Шубу застегивали на шнуры. На Руси зима была холодная и шубу носили все.
А некоторые бояре и дворяне надевали шубу летом и не снимали ее даже в помещении,
как признак своего достоинства.
Слайд 17
Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу.
Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до
локтя, дальше они свободно свисают до пояса.
Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком.
Слайд 18
Головной убор нашей русской красавицы. Называется он
кокошник –
это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной
убор, его вышивали жемчугом.
Слайд 19
В холодное время года женщины всех возрастов покрывали
голову теплым платком. Только завязывался он
не подбородком, как
мы привыкли, а другими способами.
Слайд 20
Молодые девушки носили распущенные волосы.
Но не удобно
работать, стирать, готовить еду с распущенными волосами, поэтому они
стягивали их налобной повязкой.
Ещё заплетали волосы в косу – непременно одну – в знак того, что пока холостая – одна).
Две косы разрешалось плести только замужним женщинам.
Их обертывали вокруг головы.
Девичья коса считалась символом чести.
Дернуть за косу – означало оскорбить.
Слайд 21
XVIII век.
В России становиться
царем Петр I и многое меняется в государстве, изменилась и одежда. Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды.
Слайд 22
Женский костюм отличался пышностью и богатством.
Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее. Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали.
Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан. Вот так сарафан стал любимым женским нарядом простого народа.
Слайд 23
Сарафан – это платье без рукавов, надевали поверх
рубахи с длинными рукавами.
Слайд 24
На народных праздниках,
Сейчас мы носим совсем непохожую
одежду на ту, что носили раньше.
Но мы можем и в наше время увидеть людей, одетых в русский национальный костюм. Где мы можем это сделать?
на концертах,
в кино
Слайд 25
Вышивка,
Какие элементы национального костюма могут быть
уместными в современном костюме?
Орнамент,
Аппликация,
Натуральные материалы,
Кружево