Слайд 2
Цели и задачи проекта
Выяснить:
какое место занимают колокола в
истории Православной России;
особенности русского колокольного звона;
Познакомиться с церковными звонами
Разучить и исполнить фрагмент музыкального произведения на ручных
музыкальных колокольчиках
Слайд 3
Колокольный звон --
В нем печаль и радость,
Над землёй
плывет,
Душ людских касаясь…
Очищает он
Нам сердца и души,
Тот волшебный звон
Слушай…
Слушай…
Гипотеза
Слайд 4
История колокола
Колокола в христианстве
Колокола на Руси
Падение колоколов
Церковные звоны
Колокола
в музыке русских композиторов
Слайд 5
История колокола
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой
древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола
были в Японии и в Китае
Слайд 6
Ассирийский колокольчик
( 860- 824 до н. э )
Колокольчик
Древнего Вавилона ( IX-X век до н.э. )
Клепаный
колокол Святого Патрика
V в., Ирландия
Слайд 7
Древние литые колокола .
Китай
В споре о происхождении колокола
ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по
Великому шелковому пути мог прийти в Европу.
Слайд 8
Ко́локол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную
форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При
этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык
.Что такое колокол? Устройство колокола
Слайд 9
Некоторые учёные считают, что слово «колокол» имеет корень
от греческого «колкун», что означает клепало или било.
Слайд 10
Би́ло — древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или
железа. Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком
по поверхности инструмента.
Слайд 11
Начало распространения колоколов во всём христианском мире связывают
с именем св. Павлина Милостивого.
Колокола в христианстве
Слайд 12
Однажды он увидел себя во сне совсем маленьким,
ходящим среди высоких трав и огромных цветов. Святой Павлин
подошел к колокольчику и ударил по нему. Раздался мелодичный звон, а затем голос: «И ты сделай так». Пробудившись, архиерей Божий повелел отлить колокол по образу цветка
Слайд 13
“Преследователь гуляк “ ,колокол в Этампе , по
его сигналу тушили огни
Колокола придавали жизни каждого города и
села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби
Слайд 14
«Хлебный колокол» в городе Турине напоминал хозяйкам: пора
месить тесто.
«Колокол чистоты» в Бонне звал горожан подметать улицы.
Слайд 15
«Трудовой колокол» в Аахене сообщал о начале и
конце рабочего дня
По звону «Торговки рыбой», колокол в городе
Бовэ, открывались рыбные и продуктовые лавки
Слайд 16
"Колокол чудаков" в Ульме звонил с наступлением темноты;
после этого было небезопасно гулять по кривым переулкам города
Слайд 17
С древних времён колокола проходили обряд освещения, и
только потом их помещали на колокольню. Звон колокола был
голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал — это значило, что родину постигло несчастье
Слайд 18
Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя.
Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, враги
их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города
Слайд 19
Колокола на Руси
Первое летописное упоминание о колоколах на
Руси, относится к 988 г. Это были колокола при Успенской (Десятинной)
и Ирининской церквях. Производились они иностранными мастерами, но уже в 1194 году в летописи сообщается о появлении русских мастеров. Широко колокола распространились с конца XVI в.
Слайд 20
До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского
периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Форма их та
же, что и у западноевропейских колоколов того времени. На одних есть надписи русскими, на других – латинскими буквами
Колокол “ Улей” XI век
Колокол “ Сахарная голова”XII век
Слайд 21
Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало
не только обилие колоколов, но и их вес. Уже
к середине XVI столетия русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими, то в России они были довольно распространены
Слайд 22
Расцвет колокольного искусства на Руси
Долгое время православие не
принимало колокол, считая его чисто латинским инструментом. Но красота
его и звучность постепенно брали свое. Первый колокол на Руси зазвучал в церкви Святой Ирины в Киеве. А как же звонили в колокола в первые века христианства на Руси? Оказывается, совсем не так, как мы привыкли видеть сегодня, а по – европейски: раскачивался не язык, а весь колокол
Слайд 23
На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу,
когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж
или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей.
Слайд 24
Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и
назидательными поверьями. Считалось, например, что он умолкает в неволе,
на чужбине
Владимир. Колокольня Успенского собора
Слайд 25
Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так,
в 1591 г. по приказу Бориса Годунова отрубили уши
и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия; затем опальный колокол был сослан в Тобольск
Углич. Церковь царевича Димитрия на крови
Колокол, которому "вырывали язык" и ссылали в Сибирь
Слайд 26
В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был
заключен в Никольско- Карельский монастырь за то, что своим
звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. Столетие спустя, в 1771 г., занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.
Набатная башня Московского Кремля. 1495
Слайд 27
Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало
мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис
Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики.
Колокол Реут. 1622 год. Мастер Андрей Чохов
Слайд 28
Царь - колокол
Именной колокол, который задумал отлить царь
Алексей Михайлович, должен был весить 8000 пудов. Царский заказ
выполнил Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев , а вскоре он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых он умер от моровой язвы
Слайд 29
За огромный вес народ прозвал его Царь-колоколом. Подняли
его из литейной ямы и подвесили лишь в 1668
году. В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. В 1730 году вскоре после своего воцарения Анна Иоанновна повелела "тот колокол перелить вновь с пополнением".
Подъем колокола Александра Григорьева в 1674 голу в Кремле.
Слайд 30
В 1737 году в Москве случился страшный пожар.
Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его
водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок
Слайд 31
В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен
на гранитном пьедестале. На все века остался он самым
тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире
Слайд 32
Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким
критериям. Один из ярчайших тому примеров – три самых
тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом
Слайд 33
Падение колоколов
Сразу после революции началась активная борьба с
религией. Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших
запрещался колокольный звон. Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку. Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства
Слайд 34
Константин Константинович Сараджев
( 1900-1940 )звонарь-виртуоз, теоретик русского колокольного звона.
Свои сочинения исполнял на колоколах .Именно колокола он назвал
самым совершенным и богатейшим тембровым инструментом
Во времена повсеместного уничтожения колоколов, К. Сараджев сумел вывезти редчайшие колокола в Соединенные штаты Америки; там для них специально в Гарварде была отстроена звонница по его собственному проекту.
Слайд 35
Названия колоколов
Колокольные звоны напрямую зависят от статуса службы,
поэтому имена колоколов соответствуют названиям дней церковного календаря.
Праздничный колокол -
самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и в некоторых других, особенно торжественных, случаях.
Воскресный - меньший по величине, используемый в воскресные службы.
Будничный - в обычные, не праздничные дни.
Постный - в период Великого Поста.
Часовой - перед чтением великопостных часов.
Слайд 36
Церковные звоны
Благовест - одиночные удары в большой колокол.
Трезвон - несколько
одновременно звонящих колоколов.
Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи
в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.
Слайд 37
Колокола в музыке русских композиторов
Колокольный звон широко применялся
в творчестве русских композиторов XIX века. Ни один композитор
русской школы не прошёл мимо образного мира колокольности
Первым русским композитором , который ввел в свои произведения колокольные звоны – был М.И.Глинка
Слайд 38
Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как
колорит атмосферы» - той музыкальной атмосферы, которая когда-то с
детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона
Борис Владимирович Асафьев
Слайд 39
Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки
с выставки» и в опере «Борис Годунов»
Н. А.
Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже»
Слайд 40
П. Чайковский — в «Опричнике».
Сергей Рахманинов кантата
«Колокола».
Слайд 41
Часто ли вы слышите в нашем городе колокольные
звоны?
86% - ДА
14% - НЕТ
Слайд 42
Какие чувства затрагивает звучание колокольных звонов?- (радости, спокойствия,
умиротворения, тревоги, страха, никаких.)
3% - никаких
28%- чувства радости
69% - чувства
спокойствия
Слайд 43
Считаешь ли ты, что колокольный звон необходим для
нравственного возрождения России?(да, нет)
91% - ДА
8%
- НЕТ
Слайд 44
Результаты опроса
По данным опроса можно сделать вывод,
что знания о значении колокольной музыки недостаточны, хотя звучание
колокольных звонов вызывает положительные эмоции. Наибольшее количество учащихся считают колокольный звон необходимым для нравственного возрождения России