Слайд 2
Отгадай загадку
Коллектив музыкантов, что вместе играют
И музыку вместе
они исполняют
Слайд 8
Просмотр видео фрагмента
«Путешествие
по симфоническому оркестру»
Слайд 11
Смычковые струнные инструменты.
Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый
высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в
оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент.
Слайд 12
Смычковые струнные инструменты.
Альт - по внешнему виду копия
скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более
низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре.
Слайд 13
Смычковые струнные инструменты.
Виолончель - большая скрипка, на которой
играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его
шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.
Слайд 14
Смычковые струнные инструменты.
Контрабас - самый низкий по звучанию
и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди
семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.
Слайд 15
Деревянные духовые инструменты.
Большая семья различных инструментов, не обязательно
сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по
инструменту.
Слайд 16
Духовые инструменты.
Флейта - современные флейты очень редко бывают
из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов),
иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре.
Слайд 17
Духовые инструменты.
Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже,
чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает
певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.
Слайд 18
Духовые инструменты.
Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости
от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым,
мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Слайд 19
Духовые инструменты.
Фагот - самый низкий по звучанию из
деревянных духовых инструментов. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть
на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Слайд 20
Медные духовые инструменты.
Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра,
принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных
духовых инструментов - "нажимай да дуй"
Слайд 21
Медные духовые инструменты.
Валторна (рожок) - изначально произошла от
охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или
резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.
Слайд 22
Медные духовые инструменты.
Тромбон - исполняет больше басовую линию,
чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием
особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.
Слайд 23
Медные духовые инструменты.
Труба - инструмент с высоким чистым
звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба
может быть разных размеров, каждая со своим тембром.
Слайд 24
Медные духовые инструменты
Туба обладает суровым, массивным тембром в
нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а
также мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых
Слайд 25
Ударные музыкальные инструменты.
Древнейшие и самые многочисленные среди групп
музыкальных инструментов. С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко":
бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке.
Слайд 26
Литавры
Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной,
литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как
далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр,
Слайд 27
Тарелки (парные)
Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски
разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено,
симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.
Слайд 28
Барабан
Барабан - типичным представителем является мембранный барабан, состоящий
из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую
натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика или даже глины.
Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником.
Слайд 29
треугольник
Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука,
имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное
оркестровое произведние. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло.
Слайд 31
Отгадай загадку
Взмахнет волшебной палочкой
И музыка звучит
Палочка застынет
И оркестр замолчит?
(дирижер)
Слайд 33
Просмотр видео фрагмента
Зачем оркестру дирижер?
Какими качествами он должен
обладать?