Слайд 2
Основные цели работы:
1. Раскрыть понятие «язычество»,
его особенности.
2.
Найти сходство и различия между обрядовыми песнями северного народа
ханты и русского народа.
3. Популяризация и пропаганда знаний об обрядовых песнях русского народа и народа ханты.
Слайд 3
Гипотеза
Если принять во внимание существование язычества
у русского народа и народов ханты, оно должно было
отразиться в фольклоре как составной части культуры.
Слайд 4
Основные задачи данной работы:
1. Знакомство с понятием «обрядовая песня»,ее особенностями.
2.
Провести выборочный анализ произведений фольклора народов Севера с целью выявления элементов язычества.
3. Создание компьютерной презентации по данной теме.
Слайд 5
Немного истории:
Дети Бармы и Тарусы – дочь Маня
и сын Ман. От Мана пошел народ манси, его
дочь Славуня, жена Богумира, построила древний славянский город Аркаим. От Славуни и Богумира пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы, Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары.
праздник Комоедицы (Ком – проснувшийся медведь) чествовали в играх
и хороводах не только пробуждение медведя и выход его из берлоги, но и прогоняли повелительницу зимы Морену (олицетворяла бесплодие, голод, гнев, тьму, болезни).
Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (ханты и манси).
Слайд 7
Медведь в миропонимании ханты – это не только
лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве
он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.
Слайд 8
Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга
хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси.
Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле (в Сургуте 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением).
Слайд 9
Песни обрядовые - лирико-драматический жанр, сопряжённый с сакрально-магическим
воздействием.
У обских угров самым значительным обрядовым действом является
Медвежий праздник, на котором исполняется в течение нескольких дней до трёхсот обрядовых песен и сцен.
В песне медведь очень уважаем, почитаем, ему поклоняются, он — предок и покровитель. По мысли исполнителей и слушателей, обрядовые песни должны умилостивить священного зверя.
Слайд 10
Атрибуты для медвежьей церемонии
(ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей,
маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником.
Слайд 11
Вывод
Наша гипотеза подтвердилась. Язычество оказало влияние
на своеобразие обрядовых песен у русского народа (Масленичные обряды,
заклички, веснянки, колядки) и народов ханты (Медвежье игрища, Вороний праздник).
Слайд 12
Список ресурсов
Печатные ресурсы:
В. Куриков « Ханты-мансийский округ: с
верой и надеждой-
в третье тысячелетие»
дополнительная литература, энциклопедические статьи
Электронные
издания:
«Этнография Севера»-CD,
«Притяжение Севера»-CD,