Слайд 2
В музыкальном театре.
Балет
Слайд 3
Балет – вид театрально – музыкального искусства, содержание
которого выражается образах хореографии.
Это синтетический вид искусства, включающий в
себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство.
Балет (от итал. Balleto- танцевать) возник в эпоху Возрождения в 14-15 вв в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы.
Слайд 4
Либретто (от итал. Libretto- книжечка)- словесный текст музыкально
– драматического произведения – оперы, оперетты, в прошлом также
кантаты и оратории.
Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи.
Слайд 5
Балетмейстер – автор и постановщик балетов, танцев, хореографических
номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, руководитель балетной
труппы.
На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: она отражает все происходящее в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии. При создании музыки необходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии
Слайд 6
В балете различают виды танца: классический (равнозначный балетному
или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе
народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).
Слайд 7
В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление
действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Костюмы
показывают особенность персонажей , подчеркивают историческую эпоху.
Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения
Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру. Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера-постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.
Слайд 8
Романтизм
Как художественное направление наиболее полно и последовательно оформился
именно во французском балетном театре. Одна из предпосылок тому
– высокое развитие техники классического танца, в особенности женского. Наиболее ясно романтические тенденции проявились в балетах Ф. Тальони, в балете «СИЛЬФИДА», где действие разворачивается параллельно в мире реальном и фантастическом.
Фантастика открыла простор для использования техники и ее дальнейшего развития с целью выявления в танце существенных свойств изображаемых персонажей.
Именно женский танец в эпоху романтизма выдвигается на первое место. Все шире вводились прыжки.
Слайд 10
Возникли новые композиционные формы классического танца.
Развивались ансамблевый, дуэтный
и сольный танцы.
Слайд 11
Возросла роль ведущей балерины.
Слайд 12
Появился «ТЮНИК» как постоянный костюм танцовщицы
Слайд 13
Балет «ЖИЗЕЛЬ»
Один из самых великих, созданных для балетной
сцены.
Спектакль родился в Париже в 1841 году и имеет
необычную историю создания. Он был создан несколькими влюбленными мужчинами для одной прекрасной балерины – Карлотты Гризи (1819-1899)
Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнер Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюбленный и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и создавшего либретто по его произведениям.
Слайд 14
Художественное оформление принадлежит А. Бенуа.
Оформление балета «ЖИЗЕЛЬ» в
России было настолько идеальным, что с этим художественным оформлением
идут спектакли Миланского театра Ла Скала.
Слайд 15
Существует две версии балета:
русская и французская.
В русской
версии в самом начале 1 действия появилось па-де-де на музыку Мюллера.
В России это па-де-де создавалось в связи с крестьянской свадьбой на празднике виноградов.
Во французском балете эта сцена на празднике утрачена: крестьяне танцуют перед господами, что не соответствует русской версии
Слайд 16
Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретится с
такими французскими словами, как ПА-ДЕ-ДЕ (танец вдвоем), ПА-ДЕ-ТРУА (танец
втроем), ГРАН-ПА (большой танец)
Слайд 17
Балет «ЖИЗЕЛЬ» ставили на лучших сценах мира, и
,наконец, она обосновалась в России.
Француженка Жизель преобразилась, приобрела
русскую душу. Великие русские балерины Анна Павлова, Тамара Корсавина, Ольга Спесивцева блистали в этой партии. Именно они три грации русского балета, определили на сто лет вперед, какой должна быть французская «ЖИЗЕЛЬ»
Слайд 18
В начале 60-х годов в облике Жизели явились
две юные Натальи: Наталья Макарова, солистка Мариинского театра, и
Наталья Бессмертнова, прима Большого театра.
Слайд 19
Казалось, что Н. Бессмертнова была рождена для партии
Жизели:
выразительные кисти рук, напоминавшие цветы белых лилий. Огромные выразительные
глаза.
Главный хореограф Л. Лавровский увидел именно в ней идеальную Жизель для своей постановки и сам готовил с Н. Бессмертновой эту партию.
Слайд 20
В большом театре всегда танцевали балерины, которых называли
великими, выдающимися, замечательными.
Слайд 21
Итак, ПРИМЫ- балерины русского балета:
Слайд 22
Галина Уланова (1909-1998)- икона классического балета. Ее искусство
совершенно, гармонично. Этой великой балерине поставлено два памятника при
жизни – в Санкт-Петербурге и Стокгольме
Марина Семенова (1908-2010)- ученица легендарной Агриппины Вагановой. Ее коронной партией, кроме партии Жизель, была партия Одетты в «Лебедином озере».
Ольга Лепешинская (1916-2008)- умела в каждом образе, обладая безупречной техникой, отразить свой собственный, искрометный характер. Виртуозно владела всеми средствами классического танца.
Слайд 23
Екатерина Максимова (1939-2009)- и выдающаяся русская балерина ,
станцевавшая весь репертуар Большого театра.
Наталья Бессмертнова (1941-2008)- блестяще исполнила
партию Жизели в 1961 году.
Светлана Захарова (1979)- новый символ русского балета. Солистка Большого театра с 2003 года.
Слайд 24
Современный балетный спектакль отличается от классического. Он может
включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые
эффекты, оригинальные декорации и костюмы и даже пение (хоры). Это требует новый музыкальный язык современного балета.