Слайд 2
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная.
Методы урока: эвристический, иллюстративно–поисковый,
аналитический, когнитивный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение ранее
изученного.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Вокально-хоровая работа.
Физ. минутка.
5. Продолжение вокально-хоровой работы.
6.Этап закрепления новых знаний, обобщение.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Оборудование: аудиозапись, магнитофон, видеофильм “Амадей”, телевизор, видеомагнитофон, портрет В. Моцарта, опорные карты (рондо, вариации), словарь эстетических эмоций, фортепиано, раздаточный материал (текст песни “Детские игры”).
Слайд 3
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее
изученного (беседа по вопросам).
- Прежде чем мы обратимся к
нашей теме, давайте вспомним:
- В чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека?
- Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям?
(Людские песни)
Слушание арии Снегурочки “С подружками по ягоду”.
- Что привлекало ее в этих песнях?
(Красота музыки)
- Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то , что в жизни? Можно ли поставить между ними знак равенства? Красота в искусстве – это действительно что-то прекрасное.
- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка?
(Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)
Слайд 4
3. Этап усвоения новых знаний.
- Сейчас
мы услышим фрагмент произведения, который знают многие. Музыка вырастает
из интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.
Звучит фрагмент Симфонии №40
- Какое настроение несут в себе эти звуки?
(Печальное, взволнованное, трепетное)
Слайд 5
В.Моцарт – вечный свет …
Так уже в
течение нескольких
столетий говорят об этом
композиторе.
Музыка венского классика
продолжает нас радовать
и сегодня.
- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор?
(Красивы, удивительны мелодии, которые можно спеть)
Звучит “Турецкое рондо”
- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий,
щедрый талант и постоянное творческое горение дали
необычайные в своем роде результаты: 70 томов
составляют его сочинения за 35 лет жизни.
Слайд 6
- Особенностью всех выдающихся композиторов является
широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая,
лирическая, есть и маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности.
Звучит “Маленькая ночная серенада” – Рондо
- Определите по характеру
жизненное значение произведения.
(Легкая, танцевальная, изящная, светлая, музыка для праздников)
- Что такое “сюита”?
- Определите музыкальную форму. (рондо)
Слайд 7
4. Вокально-хоровая работа
- Многие из вас
знают детскую песенку “Жил-был у
бабушки серенький козлик”, и
ее автор тоже
В. А.Моцарт.
Исполнение этой темы:
1. По полутонам вверх на слоги “да”, “ла”.
2. legato, non legato.
3.Ритмический канон.
Слайд 8
4.Пение вокально-хоровых упражнений:
а) Распевка на формирование гласных (слоги
ду-ду-ду, лё-лё-лё, и т.д.), на выработку навыков певческого дыхания,
отчетливой, ясной артикуляции. Работа над унисоном.
б) Распевка на развитие дикции в упражнениях подвижного темпа, на выработку плавного и отрывистого характера звуковедения.
в) Распевка на расширение диапазона (до октавы). Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато, выработка слитного хорового звучания. Работа над унисоном.
г) Пение упражнений с нисходящей мелодией при сохранении высокой позиции с первого до последнего звука.
Слайд 9
Физическая минутка.
Дыхательные упражнения на формирование навыка певческого дыхания
(три группы приемов)
Слайд 10
- Сейчас мы с вами выполним дыхательные упражнения
на формирование певческого дыхания.
Первая группа приемов – специальные физиологические
упражнения:
«крепкий выдох»;
«шипящий выдох»;
«йога»;
«качаем насос»;
чередование вдоха и выдоха с поворотом головы;
«вдыхаем цветочный аромат».
Вторая группа приемов – технические приемы, способствующие выработке навыка дыхания (применение на первоначальном этапе разучивания песни).
Третья группа приемов – приемы, употребляемые в процессе работы над песней.
Слайд 11
5.Продолжение вокально-хоровой работы.
“Детские игры” - работа над
песней.
1.Приемы формирования певческого дыхания:
а) распределение дыхания по всей фразе
с учетом его содержания и физиологического удобства исполнения;
б) «музыкальная цепочка».
Слайд 12
2.Приемы формирования артикуляции и дикции:
а) артикуляционная гимнастика: активизация
полости рта через различные движения губ; активизация лицевой мускулатуры
в игровой форме; игра «суфлер»;
б) проговаривание текста песни шепотом;
в) чередование звучного и беззвучного произнесения текста.
Слайд 13
3.Приемы формирования чистоты интонирования:
а) настройка в тональности перед
работой над песней;
б) выбор наиболее удобного темпа и динамики;
в)
пропевание мелодии песни на различные слоги;
г) пропевание песни с закрытым ртом с соблюдением правильной вокальной позиции;
д) пение «цепочкой», которое подразумевает поочередное исполнение детьми фрагментов мелодии песни;
е) игра «поймай звук». Смысл заключается в точном звуковысотном воспроизведении детьми звука, сыгранного или спетого учителем. Звуки исполняются на слоги: «ам», «ням», «бим», «бом», «дзинь», и т.д. Задание выполняется как всем классом, так и индивидуально.
Слайд 14
4.Приемы формирования ансамбля:
а) прохлопывание ритмического рисунка;
б) проговаривание текста
в ритме песни;
в) проговаривание текста в различных темпах.
Слайд 15
- В чем смысл песни?
Всегда в истории -
каждое предыдущее рождает последующее. Так и в жизни: вчерашний
день рождает наш сегодняшний, а сегодня мы готовим наш завтрашний день.
- В.Моцарт, вслед за Бахом попытался разрушить тягостную и унизительную зависимость музыканта-слуги. Глубокая серьезность, драматизм музыки В.Моцарта, его последних лет жизни, предвосхищают последующую музыку Л.Бетховена. Жизнь никогда не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.
- Последнее сочинение В.Моцарта, которое он даже не успел закончить, называется “Реквием”. Воплощает душевные переживания и мир человеческих чувств картина великой скорби и горя по утраченному.
Слайд 16
- Раскрывая тайны жизни и смерти В.А. Моцарта,
мы в последние годы по-новому преподносим значение его замечательного
«Реквиема», не включая в контекст беседы пушкинский тезис об отравителе Сальери. Исторические свидетельства доказывают, что этого на самом деле не было, Антонио Сальери не имел никакого отношения к смерти Моцарта. Более того, Сальери отдал много сил подготовке «композиторских кадров». Среди его учеников
– Л.Бетховен, Ф.Шуберт, младший сын Моцарта Фридрих, немецкий композитор и пианист И. Мошелес, Ф.Лист. Сегодня снято «табу» на исполнение его произведений.
- Прозвучит последняя и прекрасная часть “Лакримоза ” (слезная). Сопровождение скрипок передает плач и слезы.
- Определить характер музыки. (Состояние возвышенно-лирической скорби и печали)
Слайд 17
6.Этап закрепления новых знаний, обобщение.
- Сейчас просмотрим фрагмент
видеофильма о творчестве В.А. Моцарта «Амадей»
Просмотр фрагмента видеофильма “Амадей”
7.Итог
урока.
- Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Маленькая ночная серенада” - соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” – глубоко передает настроение
человеческой скорби. Так музыка
одного композитора может заставить
нас улыбнуться и испытать печаль.
В.А. Моцарта.
8. Домашнее задание
Пение песни «Детские игры»
В.А.Моцарта на разные слоги
и с названием нот.
Слайд 18
Аспектный анализ урока хора,
проведённого Боголь Е.В.,
преподавателем хора
высшей категории.
МБОУ ДО
«Лянторская детская школа искусств №2»
Сургутский район, ХМАО-Югра.
Тема урока: «Хоровая работа в младших классах (I-III)»
Цель урока: совершенствовать приемы формирования вокально-хоровых навыков на примере разучивания песни «Детские игры» В.А.Моцарта
Задачи урока:
обучать вокально-хоровым навыкам: певческому дыханию на опоре, ровности звучания на протяжении всего диапазона, высокой вокальной позиции, точному интонированию, четкой дикции и правильной артикуляции;
развивать вокально-хоровые навыки, музыкальное мышление, внимание, умение анализировать и обобщать прослушанные произведения;
воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.
Слайд 19
Класс: младший хор II-IV классы.
Аспект: педагогический
1. Место
урока в системе уроков
Восьмой урок в
разделе «Вокально-хоровая работа»
2. Правильность постановки цели урока
Учителем поставлена триединая цель, направленная на расширение представлений учащимися о культурно-историческом процессе, на развитие музыкальных навыков и музыкально-эстетического вкуса, воспитание чувства сопричастности.
Воспитательные и развивающие аспекты урока планируется реализовать и через уровень раскрытия учебного материала, и через использование аналитического, когнитивного, эвристического и иллюстративно-поискового методов, и через индивидуальный и фронтальный способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.
Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.
Слайд 20
3. Организация урока
Тип урока: комбинированный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Методы: аналитический, эвристический, иллюстративно-поисковый, когнитивный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение ранее
изученного.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Вокально-хоровая работа.
Физ. минутка.
5.Продолжение вокально-хоровой работы.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Итог урока
8. Домашнее задание
Оборудование: аудиозапись, магнитофон, видеофильм “Амадей”, телевизор, видеомагнитофон, портрет В. Моцарта, опорные карты (рондо, вариации), Словарь эстетических эмоций, фортепиано, раздаточный материал (текст песни “Детские игры» В.А.Моцарта).
Слайд 21
4. Содержание урока
Учитель выделяет этап введения учащихся в
атмосферу урока. Много решают первые минуты. Не уловишь, не
почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько учебно-воспитательная сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. За счет построения серии ситуаций, требующих догадок, практически каждый ребенок упражняется в определении приемов, с помощью которых музыкальное произведение воздействует на человека. Повторение содержания этого материала частично-поисковым методом осуществлялось через фронтальную форму деятельности (беседа, слушание музыкальных произведений), что тоже оправдано, так как позволило включить учащихся в активную познавательную деятельность.
Центром следующего этапа являются Симфония № 40, «Турецкое рондо», В.А.Моцарта. Ведь главное богатство каждого урока музыки – звучащее в классе произведение. Объяснение нового шло через создание проблемной ситуации (вопроса). Учитель использовал иллюстративно-поисковый, эвристический методы, учителем подводится итог о необычайном таланте В.А.Моцарта и его богатом музыкальном наследии. Затем вопросы учителя направлены на закрепление понятий «сюита», «рондо».
Слайд 22
Данный урок предполагает восприятие и исполнение музыки венского
композитора – классика В.А. Моцарта, знакомство с его музыкальным
творчеством. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, на уроке вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная). Все это используется, как эффективное средство, помогающее учащимся лучше почувствовать и понять музыку В.А. Моцарта.
Следующий этап имеет учебно-воспитательную задачу: работа по формированию вокально-хоровых навыков. На материале песни «Детские игры» не забыв о физ.паузе, учитель заостряет внимание на работе над дикцией, фразировкой, используя как индивидуальную (по партиям), так и фронтальную (хор) формы работы. Учитель при выборе приемов работы над разучиванием песни исходит из ее эмоционально-образного содержания, этапов работы и индивидуальных способностей класса. Точность и конкретность заданий учителя позволили учащимся успешно справиться с вокально-хоровыми задачами, стоящими перед ними. Упражнения, предлагаемые учителем, грамотно скомпонованы, легки для детского восприятия и запоминания, отличаются методическим разнообразием, структурной завершенностью. Слово учителя о вкладе В.А.Моцарта в мировое искусство завершается отрывком из его последнего произведения «Реквием», частью «Лакримоза» (слёзная), в которой сопровождение скрипок передаёт плач и слёзы, вызывает в слушателях чувство великой скорби и горя по утраченному. Так вводятся понятия «реквием», «месса».
В качестве обобщения учащимся предлагается просмотр отрывка фильма «Амадей», посвящённого творчеству великого В.А.Моцарта. Подобранный музыкальный и видео материал способствует более глубокому восприятию учащимися замечательной музыки и говорит о стремлении учителя развить в учениках навыки внимательного и заинтересованного слушателя.
Слайд 23
5. Методика урока
Структура урока содействовала конечному результату урока.
Наиболее удачные - этап актуализации знаний и анализ музыкальных
произведений, так как в них особенно ярка была взаимообусловленность содержательной, методической и организационной сторон. На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Учащиеся продемонстрировали хороший уровень подготовки. Осмысленные ответы, осмысленное пение показали владение материала и его понимание.
В основе урока лежат методы как словесного показа, пояснение материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. На уроке использовались различные виды музыкальной деятельности, что способствовало общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Стремление учителя к достижению основной цели – совершенствованию приемов формирования вокально-хоровых навыков – придает всей структуре урока внутреннее единство.
Репертуар детского хора сформирован грамотно, что способствует развитию и укреплению детских голосов. Учитель умело использует детские песни, продолжая вырабатывать навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Репертуар подобран рационально, разнопланово, как по образному содержанию, так и по своим вокально- хоровым трудностям.