Слайд 3
Цель:
Изучить народные инструменты марийского народа
Задачи:
Изучить историческую и краеведческую
литературу по проблеме исследования;
Систематизировать и классифицировать музыкальные инструменты;
Создать презентацию
с целью использования на занятиях по музыке, ИКН, марийскому языку и др;
Музыкальные инструменты марийского народа
ударный музыкальный инструмент,
Употребляется для ритмического сопровождения игры на
мелодических музыкальных инструментах;
Тÿмыр был военным, праздничным и ритуальным инструментом;
Инструмент делают из дуплистого дерева – осины, липы;
С обеих сторон основание туго затягивается тонко выделанной телячьей кожей;
Играют при помощи двух толстых кленовых или дубовых палочек;
Во время игры инструмент подвешивается через плечо тесьмой, если играют стоя; или ставят на колено, когда играют сидя.
Слайд 5
Кÿсле
cтрунно-щипковый музыкальный инструмент
Является самым распространенным музыкальным инструментом мари;
Имеет
от 15-18 струн;
Изготавливается из клёна, берёзы, либо орехового дерева;
Струны
изготавливаются из жил животных.;
Форма кÿсле не вполне треугольная, правая
сторона с изогнутым полукругом;
На кÿсле играют в основном сидя, инструмент
кладут на колени;
В прежнее время считалось, что девушка, не умеющая
играть на кÿсле, не получила должного воспитания.
Слайд 6
Ия ковыж
cтрунно-смычковый инструмент
Ия ковыж имеет 2, реже
3 струны;
Название инструмента дословно переводится как – «скрипка дьявола»;
Струны
изготавливались из конского волоса;
Внешний вид различный: круглый, полукруглый, овальный или четырехугольный;
Ия ковыж делали из цельного куска дерева;
Играли при помощи лукообразного смычка;
В настоящее время ия ковыж в народе встречается очень редко.
деревянно-духовой инструмент
Изготавливают из пустотелого ствола дягиля;
Имеет 4, или 5,6 пальцевых отверстия;
Во время игры прикладывают
шиялтыш к губам;
Направляют в левую, реже в правую сторону, если
шиялтыш имеет косой срез, или держит прямо перед
собой, если не имеет косого среза;
Шиялтыш делают сами исполнители, и
каждый исполнитель делает его по своему усмотрению;
На этом инструменте издревле играли пастухи.
Слайд 8
Шÿвыр
язычково-духовой инструмент
Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу
(деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки), чырлык (пищики), шÿвыр
пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь);
Звукоряд марийского шÿвыра - шесть звуков;
Сольно используется редко;
Шÿвыр употребляют в быту и обрядовых церемониях - на свадьбах, на народных гуляньях, во время праздников;
Особенно распространён у луговых и частично у восточных мари;
В настоящее время этот инструмент употребляется редко.
Слайд 9
Сÿрем пуч
деревянно-духовой инструмент
Длина 1,5- 2 метра;
Для
изготовления сÿрем пуч выбирают прямую, молодую липу;
Обычно этот инструмент
делали только к празднику сÿрем;
Играют в основном мужчины;
Играют стоя, вдувая струю воздуха в деревянный мундштук;
Во время игры, по мере повышения звука, поднимается и сам инструмент;
Мелодии на сÿрем пуче исполняются в диапазоне малой и первой октав.
Слайд 10
Шыже пуч
деревянно-духовой инструмент
«Осенняя» труба, или как его
еще называют «девичья труба»;
Делается из можжевельника, ольхи, березы или
липы;
В древности наигрышами на шаже пуч пользовались как сигналом;
На шыже пуче, обычно играют осенью, после уборки хлебов, во время праздника Урожая;
Распространён обычай, что девушки наигрышами на шыже пуче возвещают о своей готовности к замужеству;
При выходе замуж шыже пуч увозила невеста с собой;
Наибольшее распространение шыжепуч получил в Сернурском, Новоторъяльском, Мари-Турекском районах.
Слайд 11
Марла-кармонь
клавишно-язычковый инструмент
Появилась в результате влияния культур различных народов;
Появилась
раньше у горных мари;
Переняв у других народов марийцы переконструировали
гармонь на свой лад;
Однорядная клавиатура, как правило, имела от 8 до 12 клавишей;
Марла кармонь является инструментом
относительно позднего происхождения.
До недавнего времени такого рода
гармоники были широко распространены
среди марийцев.
Слайд 12
Оркестр народных
марийских инструментов
Струнная
группа
Духовая
группа
Ударная
группа
Клавишная
группа
Марла-кармонь
Шÿвыр
Шыже пуч
Сÿрем
пуч
Шиялтыш
Ия ковыж
Кÿсле
Тÿмыр
Слайд 13
Музыкальные инструменты марийского народа
Список литературы:
Web ссылки:
В. Газетов Марийские
народные музыкальные инструменты.- Йошкар-Ола, 2007,
О.Герасимов Народные музыкальные инструменты
мари.- Йошкар-Ола: Мин. Культ. РМЭ. Центр нар. творчества, 1996
П.Н.Никифорова «П.С.Тойдемар», Издательство «Музыка», Москва, 1965г.
http://ru.wikipedia.org – Откртытая электронная энциклопедия - википедия. http://www.marisong.ru – Web ресурс посвящённый марийской музыке
http://aboutmari.com – Свободная марийская энциклопедия
http://www.gulzada.ru – Кайтаваз. Проект посвящённый культуре Татарстана.
http://josef-egipetsky.narod.ru – Web словарь музыкальных терминов