Слайд 2
1875 — 1937 французский Композитор-импрессионист, дирижер, один из реформаторов музыки XX века. МОРИС РАВЕЛЬ
Слайд 3
Начало 1928 года Равель провел в гастрольной поездке
по США. Еще до отъезда он получил заказ
от талантливой и очень своеобразной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн. Не обладавшая исключительной классической техникой, подобно Анне Павловой или Наталье Трухановой, она отличалась великолепным артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра. По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для нее, для ее уникальных данных.
Слайд 4
Возвратившись из Америки, Равель принялся за работу, и
довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Сам
композитор писал: «В 1928 году, по просьбе госпожи Рубинштейн я сочинил "Болеро" для оркестра. Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном.
Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». 22 ноября 1928 года, в один вечер с «Вальсом» в Париже состоялась премьера «Болеро», прошедшая с огромным успехом
Слайд 5
Произведение «Болеро», по мнению Александра Майкапара, обладает огромным
гипнотическим воздействием; эти 15 минут звучания так эмоционально воздействуют
на слушателя, что полностью вбирают его в себя, в свой музыкальный строй.
Музыка оказалась столь блистательна, что существует сама по себе, отдельно от хореографии, и рассматривается как самостоятельное музыкальное произведение.
В «Болеро» Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем, с настоящим испанским болеро— название танца которого он взял.
Слайд 6
«Болеро» Мориса Равеля — это симфонический «шлягер» ХХ века;
«шлягер» — в смысле популярности, узнаваемости. Эту музыку не спутать
ни с какой другой — даже теми, кто не считает себя знатоками в музыке. Леонид Гаккель, доктор искусствоведения, написал так:
„Болеро“, если угодно, это флаг Равеля, подобно тому как „Весна священная“ — флаг Стравинского,
а „Поэма экстаза“ — Скрябина»
Слайд 7
Премьера балета прошла 20 или 22 ноября 1928 года в
парижском театре «Гранд-Опера»; дирижировал Вальтер Страрам, декорации выполнил художник Александр
Бенуа.
Сцена представляла собой трактир Барселоны, где на огромном столе танцевала женщина, а вокруг сгорало от страсти все мужское население Барселоны. Танцующей женщиной была, естественно, сама Ида Рубинштейн