Слайд 2
Цель:
Почувствовать и осознать силу влияния духовной и
светской музыки на внутренний мир человека.
Задачи:
1. Активизировать процесс слушания
музыки наглядностью (презентация, ТСО).
2. Использовать методы сравнения и сопоставления при анализе музыкального произведения.
3. Выявлять общность, различие духовной и светской музыки.
4. Пробуждать интерес к слушанию духовной музыки и высоко -художественной, светской музыки.
Слайд 3
Универсальные Учебные Действия :
Личностные:
- обогащение духовного мира на
основе изучения художественного опыта человечества
- инициативность и самостоятельность в
решении учебно-творческих задач
- соответствие возрасту, уровню культуры восприятия искусства
включение образного и ассоциативного мышления
Регулятивные:
- умение ставить цели, корректировать свои действия
- умение аргументировать свою точку зрения
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, систематизировать, обобщать
Коммуникативные:
- участие в учебном сотрудничестве (умение слушать, слышать и понимать партнера)
- постановка вопросов, умение выражать свои мысли, взаимно контролировать действия друг друга. Умение вести дискуссию, уважать собеседника и самого себя
Познавательные:
- уметь исследовать и находить необходимую информацию
- умение строить высказывание
- умение рефлексировать
Слайд 4
Александр Владимирович Мень (22 января 1935-
9 сентября 1990) Российский
священник,
протоиерей Русской православной церкви
«Каждый человек - даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть высшее, дает нам силы существовать.»
Слайд 7
БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович (16 октября 1745 - 22
марта 1777), композитор
Русский композитор
украинского происхождения.
Родился 16 октября в Глухове.
Высшее
образование получил
Киево – Могилянской академии.
В 1758 году за исключительные
вокальные данные послан в Петербург, где стал солистом в Придворной певческой капелле. Учится композиции.
князя Петра Фёдоровича.
С 1765 – 1777 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования.
В 1771- выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика –композитора.
Стал первым в Россиийской империи оперным композитором.
Умер в 1777 году.
Слайд 8
Хоровой «духовный концерт»
Самой сложной формой русской музыки XVII
века был хоровой "духовный концерт". Слово "концерт" означает "соревнование",
или, как говорили тогда, "борение". Кто же "боролся" в этом пении? Иногда из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. А иногда одна хоровая партия как бы вступала в спор с другой - альты с дискантами или тенора с басами. Но чаще всего композиторы той эпохи писали концерты, в которых состязались несколько хоров.
Но точнее будет сказать, что они не состязались, а разговаривали между собой. Духовный концерт представлял собой диалог, а не борьбу хоров.
Слайд 9
Концерт «Не отвержи мене во время старости».
Самым
знаменитым музыкальным произведением Максима Березовского считается Концерт. Он был
написан семнадцатилетним композитором ещё до отъезда в Италию, предположительно по заказу императрицы Елизаветы Петровны, которая была сентиментальна и болезненно переживала приближение старости.
Слайд 10
Концерт «Не отвержи мене во время старости».
Написан
на стихи 9,10, 11, 12и 13
из
70 Псалома Давида из «Ветхого Завета».
Несмотря на тяжелое, бесправное положение музыкантов, в последней четверти 18 века, в России складывается своя композиторская школа.
Слайд 11
Стихи 9,10, 11, 12и 13
из
70 Псалома Давида из «Ветхого Завета».
9 Не отвергни меня
во время старости, при оскудении силы моей не оставь меня.
10 Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе,
11 говоря: "Бог оставил его, преследуйте и захватите его, ибо нет избавителя".
12 Боже мой, не удаляйся от меня, Боже мой, на помощь мне обратись!
13 Да устыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою, да облекутся в стыд и позор ищущие мне зла.
Слайд 12
«Троица»
Не отвержи мене от Лица Твоего И Духа
Твоего Святаго не отними от мене ...
Псалом 50
Слайд 13
И.С.Бах 21 [31] марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах —
28 июля 1750 [н. ст.], Лейпциг, Саксония... Месса h
-moll
Идея Мессы- «От страдания к радости» воплощается через сопоставление двух образных сфер:
1.Скорби, горести, страдания
2. Радости, света, триумфа правды, активного действия.
Слайд 15
Месса си минор
Мессы – центральный обряд католического богослужения.
В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен
в следующей последовательности:
Kyrie eleison («Господи, помилуй»);
Gloria («Слава»);
Credo («Верую»);
Sanсtus («Свят»);
Agnus Dei («Агнец Божий»). От слова «агнец»-ягнёнок. Одно из символических имён Иисуса Христа как искупителя грехов человечества.
Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдельными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем музыка приобретала самостоятельное художественное значение.
Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер – всего их 24.
Слайд 17
Месса си минор - одно из самых величественных
творений мировой музыкальной культуры.
Над мессой Бах работал
в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах.
Важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.
Слайд 18
I часть – «Kyrie». Она опирается на традиционную
для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на
один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый – 5-голосная фуга, второй – 4-голосная).
Первый хор рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрачной минорной окраской, «интонации вздоха», медленный темп.
Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста – в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.
Вторая сфера – радости и ликования – «Gloria»(хотя № 2 – светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» – уже отчасти наметил эту линию).
Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».
В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип мелодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.
Слайд 19
Структура Мессы h-moll
I. Kyrie
1. Kyrie eleison (Господи, помилуй).
Chorus.
2. Christe eleison (Христос, помилуй). Duet.
3. Kyrie eleison (Господи,
помилуй). Chorus.
II. Gloria
1. Gloria in excelsis Deo (Слава в Вышних Богу),
Et in terra pax (И на земле мир). Chorus.
2. Laudamus te (Хвалим Тебя). Aria.
3. Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя). Chorus.
4. Domine Deus (Господи Боже). Duet.
5. Qui tollis peccata mundi (Взявший грехи мира). Chorus.
6. Qui sedes ad dexteram Patris (Сидящий одесную Отца). Aria.
7. Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты Один Свят). Aria.
8. Cum Sancto Spiritu (Со Духом Святым). Chorus.
III. Credo
1. Credo in unum Deum (Верую во Единого Бога). Chorus.
2. Patrem omnipotentem (Отца Вседержителя). Chorus.
3. Et in unum Dominum (И во Единого Господа). Duet.
4. Et incarnatus est (И воплотившегося). Chorus.
5. Crucifixus (Распятого). Chorus.
6. Et resurrexit (И воскресшего). Chorus.
7. Et in Spiritum Sanctum Dominum (И в Духа Святаго). Aria.
8. Confiteor unum baptisma (Исповедую едино крещение).
Chorus.
9. Et exspecto resurrectionem - Чаю (воскресения мертвых).
Chorus.
IV. Sanctus
1. Sanctus (Свят Господь Саваоф). Chorus.
2. Osanna in excelsis (Осанна в Вышних). Double chorus.
3. Benedictus (Благословен). Aria.
4. Osanna in excelsis (da capo)- Осанна в Вышних (окончание).
Chorus.
V. Agnus Dei
1. Agnus Dei (Агнец Божий). Aria.
2. Dona nobis pacem (Даруй нам мир). Chorus.
Слайд 20
Кёльнский собор, Кёльн, Германия
Слайд 24
Франц Шуберт
Небольшой австрийский городок Гмунден, расположенный на
северном берегу живописного озера Траун.
Шуберт провел шесть благословенных
недель, в течение которых сочинил цикл песен на стихи Вальтера Скотта.
Прогулки в окрестностях города с друзьями доставляли Шуберту огромную радость. Эти окрестности он находил "божественными".
Текст, который Шуберт положил на музыку в "Ave Maria" - это свободный перевод с английского на немецкий, третья песнь Эллен из поэмы Вальтера Скотта "Дева озера". Этот перевод сделал поэт Филипп Адам Шторк (1780 - 1822).
Слайд 25
Озеро Траун
В Гмунден в XVIII - начале XIX
века любили отдыхать семьи династии Габсбургов. Гмунден притягивал также
романтически настроенных литераторов, музыкантов и художников. Озеро Траун, на котором он стоит, окружено горами, а берег напоминает множество фиордов. Над всем возвышается главная гора, которая называется Траунштейн. Ее скалистый пик виден даже с самого дальнего конца озера.