Слайд 2
Шуберт
Франц Петер
(1797-1828)
Слайд 3
Содержание
Детство
Семья
Ранние годы
Творчество
Родина
Последние годы жизни. Смерть
Слайд 4
Детство
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года
в Лихтентале (ныне Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье
школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.
Слайд 5
Учитель музыки
В возрасте 11 лет юный Франц
был
принят в Конвикт –
придворную капеллу, где, кроме
пения,
изучал игру на многих
инструментах и теорию музыки
(под руководством
Антонио Сальери).
Портрет Антонио Сальери
Слайд 6
Семья
Отец его происходил из крестьянской семьи.
Мать была
дочерью слесаря.
Из пятнадцати детей в семье
десять умерли
в раннем возрасте.
Слайд 7
Дом, где родился композитор
Слайд 8
Ранние годы
Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился
преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена.
Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Слайд 9
Первые шаги в свет…
Музыкальная производительность Шуберта была огромна.
Начиная с 1813 года он сочинял непрестанно. В высшем
кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди же друзей он, наоборот, высоко ценил одобрение.
Слайд 10
Творчество
В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря
Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной
вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.
Баллада «Лесной царь»
Слайд 11
любимая область творчества - песня
Сочинил более семидесяти песен
на тексты Гёте и более пятидесяти песен, на тексты
Шиллера.
Вокальные циклы:
«Прекрасная мельничиха»
«Зимний путь»
«Лебединая песня»
Слайд 12
Песенное творчество
Замечателен также сборник «Лебединая песня», из
которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют»,
«Рыбачка», «У моря») .
Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен.
Слайд 13
Инструментальная музыка
Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же
в области фортепьянной и симфонической. Его Фантазии до мажор
и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.
Слайд 14
Шуберт - Бетховен
В струнном квартете ре минор, квинтете
до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до
мажор и «Незавершённой симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.
Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени
Слайд 15
«Неоконченная» симфония
В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая
лирическая симфония, выраженная законченными романтическими средствами.
Никто из композиторов первой
половины XIX века не знал «Неоконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена только в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфонизма.
Слайд 16
Оперное творчество
В области оперы Шуберт не был так
одарен; хотя их написано им около двадцати. Среди них
выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта.
Слайд 17
Отношение к опере
Из опер, исполнявшихся в то время,
Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея»
Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини. прельщали его.
Слайд 18
Церковная музыка
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, оратории,
гимны и проч.), возвышенным характером и музыкальным богатством отличается
особенно месса ми-бемоль мажор
Слайд 19
Последние годы жизни. Смерть
Он не щадил своего здоровья
и, в расцвете лет и таланта, скончался в возрасте
31 года от брюшного тифа. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор.
Слайд 20
Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального
образа. Музыкальные образы шубертовского романса совершили переворот во всей
системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.
При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и прочее).
Великий мелодист Шуберт