Слайд 2
Цель занятия: попытка раскрытия личности Б. Годунова
через интеграцию истории, литературы и музыкального искусства.
Задачи:
1.
Раскрыть некоторые особенности личности Б.Годунова средствами интеграции.
2. Показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи.
3. Показать, как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере «Борис Годунов».
4. Подчеркнуть многогранность человеческой натуры в целом и взаимосвязь прошлого и настоящего.
Слайд 3
Пролог
Задача: настроить ребят на философские размышления о том,
что значит: «Прошедшее – в настоящем».
Содержание: Ребята
говорят о том, как понимают тему занятия. Учитель просит о том, чтобы ребята не только задумались над тем, как часто события, ситуации, проблемы прошлого повторяются вновь, уже на новом историческом уровне, но и задумались о том, какой многогранной может быть личность отдельного человека, и как непросто порой понять ее. Мы попытаемся сделать это на примере судьбы Бориса Годунова.
Слайд 4
I действие
Задача: показать, как менялась трактовка личности Бориса
Годунова разными историками в разные исторические эпохи.
Содержание: Знакомство с
высказываниями разных историков о личности и правлении Б.Годунова, суметь проанализировать данные высказывания, дать им оценку.
Слайд 5
1. «Россия, лишенная в нем (Борисе) царя умного
и попечительного, сделалась добычею злодейства на многие лета. Но
имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было, и будет произноситься с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, св. Димитрия, издыхающего под ножом убийц,.. видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам- доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и богом… Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на него святоубийцею?» Н.М.Карамзин.
Слайд 6
2. «Государь царь и великий князь Борис Федорович
Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил
городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей. Был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались». Рассказы русских летописей IV – XVII вв.
Слайд 7
3. «Борис, ревностный наблюдательвсех уставов церковных и правил
благочиния, трезвый, воздержанный, трудолюбивый, враг забав суетных и пример
в жизни семейственной, супруг, родитель нежный, особенно к милому, ненаглядному сыну, которого он любил до слабости…» Н.М.Карамзин.
Слайд 8
4. «Холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме
нашей совести: все безмолвствует вокруг древнего гроба!.. Что, если
мы клевещем на сей пепел, если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в летопись бессмыслием или враждою?» …» Н.М.Карамзин.
Слайд 9
II действие
Задача: Показать отношение А.С.Пушкина к личности Б.Годунова
и как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере
«Борис Годунов».
Содержание: раскрытие трагедии личности Б.Годунова через отношение А.С.Пушкина в одноименной трагедии и через соприкосновение с музыкой М.П.Мусоргского.
Слайд 11
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов» Монолог Бориса «Скорбит
душа».
Слайд 12
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Монолог Бориса «Достиг я
высшей власти».
Слайд 13
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Сцена у собора Василия
Блаженного.
Слайд 14
М.П.Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Сцена с курантами.
Слайд 15
Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова.
Слайд 16
Эпилог
Задача: сделать обобщение, выводы по теме занятия, высказать
свое отношение к личности Бориса Годунова.
Содержание: ученики говорят о
том, как они через интонации в музыкальных фрагментах почувствовали всю сложность и противоречивость внутреннего состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Ученики приходят к мысли, что события истории конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале и в середине XIX века. («Прошедшее – в настоящем».)