Слайд 2
Гитара - старинный щипковый музыкальный инструмент, дата возникновения
которого пока точно не известна. Однако, по мнению исследователей
гитара была завезена в Испанию и Италию в X-XII веках из стран Востока. Также, по мнению некоторых ученых, гитара могла возникнуть в процессе эволюции древнегреческой кифары или древнеегипетского инструмента наблы.
Слайд 3
Изначально у гитары было три двойные струны. Каждая
пара струн звучала одинаково между собой. Затем в XIV-XVI
веках были добавлены 4-я и 5-я струны. С XVI века этот вид гитары стали называть - "испанская" гитара.
Слайд 4
В XVII-XVIII веках пятиструнная гитара стала сольным музыкальным
инструментом и приобрела широкую популярность благодаря таким гитаристам, как
Франческо Корбетту (1620-1681), Роберт де-Визе (1650-1723).
Слайд 5
В конце XVIII века испанская гитара перестает быть
пятиструнной. Добавляется еще одна шестая струна и происходит отказ
от двойных струн. Первыми знаменитыми гитаристами и композиторами шестиструнной гитары стали: Ф.Сор (1778-1839), Д. Агуадо (1784-1849) - основоположники испанской классической школы,
Слайд 6
Мауро Джулиани (1781-1829), Фердинанд Карулли (1770-1841), Маттео Каркасси
(1792-1853) - основоположники итальянской классической школы.
Слайд 7
С появлением в 30-40-х годах XIX века виртуозных
композиторов-пианистов популярность гитары стала постепенно снижаться. Период забвения длился
недолго, и уже в 80-х годах XIX века к гитаре вновь вернулась былая популярность, благодаря испанскому композитору-гитаристу Франсиско Таррега Эйксеа (1852-1909).
Слайд 8
В XX веке шестиструнная гитара выходит на качественно
другой уровень, благодаря выдающемуся испанскому гитаристу Андресу Сеговии. Он
поднял технику и чистоту исполнения, обновил, обогатил репертуар гитары собственными переложениями фортепианной и оркестровой музыки, привлек современных композиторов для сочинения пьес, сонат, концертов для гитары с оркестром.
Слайд 9
Если на академической сцене гитара время
от времени теряла свою популярность, то в народе, в
быту ее не забывали никогда. Ярчайший тому пример - фламенко.
Фламенко - уникальное музыкальное направление, в котором соединяется триединство гитары, пения и танца.
Слайд 10
Гитара в России
впервые появилась в середине XVIII века
и была пятиструнной. Первыми исполнителями на гитаре и педагогами
в России были итальянцы, которые приезжали к зажиточным аристократам на службу.
Слайд 11
Большую роль в популяризации гитары
в России сыграли цыгане, для которых этот музыкальный инструмент
был самым любимым. В XIX веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Их искусство стало неотъемлемой частью музыкальной жизни России.
Слайд 12
В течение XVIII-XIX веков параллельно
с шестиструнной гитарой в России появляется семиструнная гитара, которая
в дальнейшем стала именоваться русской гитарой.
Слайд 13
Первым русским гитаристом - шестиструнником,
ставшим знаменитым на весь мир, был Марк Данилович Соколовский
- поляк по происхождению (1818-1883). Родился на Украине близ Житомира. На гитаре научился играть самостоятельно, по Школам Джулиани, Лениани и Мертца. В 1863-1868 годах он совершает триумфальное турне по крупным городам Европы: Париж, Лондон, Берлин, Брюссель, Дрезден, Милан, Краков, Варшава. "Великим артистом" называют его в Германии, "Паганини гитары" - в Англии, "Костюшко гитаристов" - в Польше.
Слайд 14
Огромную роль в развитии гитары
XX века в России сыграл Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973).
Он был выдающимся исполнителем, аранжировщиком, композитором и педагогом, переложившим множество русских и советских музыкальных произведений на гитару, сочинившим ряд произведений и выпустившим целую плеяду выдающихся учеников. А. Иванов-Крамской в 1948 году выпустил учебное пособие "Школа игры на шестиструнной гитаре".
Слайд 15
Ерзунов Виктор
Гитарист, композитор, музыкальный педагог. Родился в 1945
г. в г. Саранске. Музыкальные способности проявились рано, но
возможности учиться не было. Учиться играть начал только в 17 лет, во дворе. Первые пьесы, принадлежащие уже зрелому мастеру, вышли в 1989 году в "Сборнике педагогического репертуара для гитары" вместе с произведениями классиков. Вышел также полностью авторский сборник собственных сочинений Виктора Ерзунова "Альбом гитариста" для детских музыкальных школ.
Слайд 16
Агафошин Петр (1874-1950)
Замечательный русский гитарист, один из
первых педагогов на шестиструнной гитаре. П.С. Агафошин более 40
лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. В 1930-1950 годах вел курс гитары в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).
Слайд 17
Виницкий Александр (р. 1950)
Российский гитарист, композитор, музыкальный
педагог. Лауреат международных конкурсов. Преподает в Государственном музыкальном училище
им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер-классы по теме "Классическая гитара в джазе". Участвует в международных фестивалях гитарной и джазовой музыки, успешно выступает за рубежом и в крупных городах России.
Слайд 18
Фраучи Александр (р. 1954)
Один из лучших российских
классических гитаристов-исполнителей. в Центральной музыкальной школе при Консерватории им.
Чайковского в Москве. Александр Фраучи неоднократно приглашался как член жюри на международные конкурсы гитаристов. Заслуженный артист России, музыкальный педагог, профессор Российской академии музыки (бывшего Музыкально-педагогического института им. Гнесиных) в Москве.
Слайд 19
Гитара в нашей стране, как и во всем
мире, стала одним из самых любимых музыкальных инструментов.