Слайд 2
1840-1893
Петр Ильич Чайковский -русский композитор, дирижер,
педагог.
Слайд 3
«Я желал бы всеми силами души, - писал
Чайковский, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число
людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
П.Чайковский
Слайд 4
Композитор родился в1840 году, в Камско-Воткинском
заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — в семье
горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода.
Семья. Начало музыкальной карьеры.
Слайд 5
г. Воткинск.
Музей-усадьба П. И. Чайковского.
Слайд 6
Александра Андреевна и Илья Петрович Чайковские
В создании
музыкальной атмосферы в семье была бесспорная заслуга отца. От
отца будущий композитор воспринял и восторженное отношение к искусству, музыке и природе. Отец называл Петра общим любимцем, жемчужиной семьи.
Слайд 7
Предки отца происходили из украинских казаков, дед
матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его
предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера.
Семья Чайковских.
Воткинск 1848год.
Слайд 8
Большим чувством трепетной дружбы и детской любви проникся
Петр к гувернантке - француженке Фанни Дюрбах.
По ее
словам, он обладал наряду с бесспорно яркими музыкальными данными еще и удивительной глубиной чувств.
Слайд 9
Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано:
в пять лет он начал играть на фортепиано, а
через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции.
Слайд 10
В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у
известного в то время пианиста Рудольфа Кюндингера,
который был
невысокого мнения о способностях будущего композитора.
Рудольф Кюндингер
Слайд 11
Лишь в 1861 Петр Чайковский приступил
к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского
музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865.
Слайд 12
Диплом Петербургской консерватории
Слайд 13
Тогда же были написаны первые крупные сочинения для
симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме Александра Николаевича Островского, 1864)
и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками.
Слайд 14
Московская консерватория (1866-1878)
В 1866 Петр Ильич
Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую
консерваторию. В 1866-1878 Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки. В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта.
Слайд 15
В консерватории, будучи преподавателем, Чайковский уделяет
внимание преподавательской деятельности. Судьба подарила ему прекрасного студента, – Сергея
Ивановича Танеева, которому он посвятил свою фантазию симфонию “Франческа да Римини”.
Слайд 16
Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, П.И. Чайковский регулярно
выступал в печати в качестве музыкального критика, в 1871-1876
работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского, общался с композиторами—членами «Могучей кучки».Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.
Слайд 17
Надежда Филаретовна фон Мекк.
В 1877 Чайковского взяла под
свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк — одна
из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься творчеством.
Слайд 18
Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его
обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда
не виделся.
Слайд 19
Годы жизни в Москве стали временем становления и
расцвета таланта Петра Ильича.
Слайд 20
Главные произведения этого периода — пять опер, балет
«Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт
№ 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром,«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес и романсов для голоса с фортепиано.
Слайд 21
История одного произведения…
Это
произошло в Петербурге. Однажды в январском номере журнала
« Новеллист» появились ноты небольшой музыкальной пьесы, которая называлась « Январь. У камелька». Это был сюрприз для читателей.
Каждая из 12 пьес появлялась в журнале в том месяце, название которого она имела. Получился музыкальный календарь природы
« Времена года».
Слайд 23
Годы странствий. Жизнь в Подмосковье. (1879-1889)
В
конце 1870-х годов Петр Чайковский ушел из консерватории и
поехал за границу.
В середине 1880-х гг. композитор возвратился к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества).
Слайд 24
Тогда же он поселился под Москвой:
сначала в селе Майданово, затем во Фроловском — оба
близ Клина, а в 1892 — в Клину.
Слайд 25
Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему
была необходима перемена мест.
Во второй половине 1880-х началась
дирижерская деятельность Чайковского.
Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом.
Эдвард Григ
Слайд 26
И в эти годы Чайковский был исключительно
активен в творческом отношении.
Слайд 27
Среди созданного им — оперы «Орлеанская дева» (1879),
«Мазепа» (1883),балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная
симфония «Манфред» (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879; Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов.
Слайд 28
Последние годы жизни (1890-1893)
Последний период жизни композитора отмечен
всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном
приеме его сочинений (он с триумфом гастролировал в США, в Гамбурге), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).
Слайд 29
В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей
перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая
дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
Слайд 30
Последние годы жизни и творчества Чайковского отмечены всемирными признаниями его
деятельности. Он был первым из русских композиторов признанным во
всём мире, как человек богатый внутренним музыкальным мировоззрением.
Слайд 31
Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и
славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал
на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера — 16 октября, начало болезни —21 октября); смерть наступила спустя 4 дня — 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года.
Санкт-Петербург.
Могила композитора.
Скульптор надгробия – П. П. Каменский, 1897 год.
Слайд 32
Петр Ильич Чайковский оставил обширное наследие практически во всех
музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета,
6 симфоний, 104 романса).
И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.
Слайд 33
В творчестве он изживал себя, но в
тоже время и отдалял свою смерть, ибо только в
творчестве он жил. Иного примера жизни, равной творчеству, в русском искусстве нет.
Б.Асафьев.
Слайд 34
Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская
консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве
каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.