Слайд 2
Мы приглашаем Вас окунуться в
таинственный мир безумных фантазий русской души и искренне надеемся,
что сумеем приоткрыть тот невидимый барьер, который мысленно отделяет нас от сокрытых таинств гжели.
Добро пожаловать в нашу презентацию!
Просим надеть на лица улыбки и не снимать их до тех пор, пока не увидите первых островов цветов среди ещё не растаявшего снега. А мы постараемся провести Вас к этим островам как можно раньше…
Итак…в путь!
Слайд 3
Что за диковинный здесь мир?
Он сыт прекрасным изваяньем.
Богат,
кудесен, знаменит,
Пропитан творческим преданьем.
Из синих красок- кружева
Рисуют дивные узоры:
Природу,
чувства, радость дня,
Руси бескрайние просторы.
«Крылатый» праздник каждый день
Спешит упасть в объятья гжели:
Навек остаться в них и жить
В просторах синей колыбели.
И я влюбилась в «чистый» мир,
И каждый день ищу с ним встречи…
Небесным цветом там любовь
Печали прожитые лечит.
Ляске Екатерина, 9 «А»
Слайд 4
Посетив Гжель, вы соприкоснетесь с богатой
гжельской природой, которая и дает для будущих творений художников
идеи и образы. Творчески переосмыслив их, мастер переносит их в материал. Так рождаются гжельские сосуды и шкатулки, украшенные фигурками людей и животных, сказочной архитектурой, расцветают пышные букеты и гирлянды цветов и трав, оживают скульптурные сцены из окружающей жизни, сказок и былин. Мастерство скульпторов и виртуозная кисть живописцев превращают простые бытовые вещи Гжели в подлинные произведения искусства. Секрет искусства Гжели в его ярковыраженном своеобразии, вызывающем волнующее ощущение соприкосновения с природой.
Слайд 6
Гжель – это всемирно признанный народный
художественный промысел Российской Федерации (НХП РФ).
Слайд 7
Гжель - это единственная уникальная местность
на планете Земля, которую природа щедро одарила залежами многоцветных
пёстрых: белых, красных, черных, беложгущихся, кислотоупорных глин, с температурой спекания от 9000С до 15000С песков, известняков, т. е. полным набором материалов, пригодных для изготовления различных керамических изделий: гончарных, майоликовых, фаянсовых, фарфоровых, бытовых, архитектурных, технических, строительных и других применений.
Слайд 8
Гжель - это достопримечательное место – место
традиционного бытования НХП РФ имеет статус достопримечательного места и
является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации с 1967 г.
Гжель - это земли историко-культурного назначения.
Слайд 9
Гжель – это изделия НХП РФ «Гжель»
признанного художественного достоинства, прославляющие многонациональную культуру народов Российской Федерации,
чьи высокохудожественные изделия хорошо известны во многих музеях мира.
Слайд 11
Зачем тужу о скуке жизни,
Внимаю грустные слова?..
Вгляжусь в
творение отчизны-
Народной гжели кружева!
Искусными цветами сшито
Из синих красок полотно,
Людскими
взглядами изрыто,
Но так излюбленно оно!
Витиеватые узоры
Дань восхищения берут,
А чёткость, тонкость и пластичность
Восторга возгласы зовут.
И мир кипит каким-то синим
Сияньем солнечного дня,
И теплым радужным весельем
Оно преследует меня!
Ляске Екатерина,9 «А»
Слайд 12
До середины XVIII
века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду,
изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Слайд 13
Вторая четверть XIX века — период
наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его
отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности — Гжель.
Слайд 16
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках
вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Станок представляет собой гончарный
круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Слайд 17
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в
гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в
формы.
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
Слайд 19
кона без святых,
В уютной колыбели,
Качает, как родных,
Преданья русской гжели.
Дрожит в руке
икона,
Теплом творенье греет,
Желаньем простодушным
Людской огонь лелеет.
И плавится цветами
Добром согретый взгляд,
И в гжельскую поляну
Несёт любви заряд.
( Ляске Екатерина)
И
Слайд 20
Гжель – один из крупнейших керамических центров русской
культуры. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик
керамических изделий, передавая из поколения в поколение мастерство и бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с 14 века.
Слайд 21
Настоящая гжель, поселившаяся в умах людей - гербовая,
с гербовым штампом в виде орла на обратной стороне
днища гжельского изделия.
Но так ли это?
Настоящая гжель
Посмотрим с исторической точки зрения на то,
что происходило во всей стране во времена
перестройки: заводы приходили в упадок, люди были
вынуждены искать способы выживания. Многие
уходили с заводов, и гжель не стала исключением.
Многие гжельские мастера открыли свое дело, пусть
не на такую широкую ногу, как известный завод, но по качеству не хуже, а зачастую, чтобы конкурировать, даже лучше.
Слайд 22
Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок
состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода»,
или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».
Слайд 24
Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка
приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная
до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличии от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
Слайд 25
не касался взглядом
гжели,
Не трогал чувством акварели-
Слияния «женственных» тонов,
Тот не поймёт народной
страсти
К цветочной ненасытной власти,
К узорам мысленных даров.
Ляске Екатерина,9 «А».
Кто