Слайд 2
Биография.
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года
в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь
дата крещения — 17 декабря. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740—1792) был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Kewerich, 1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг (1712—1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Голландии, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.
Слайд 3
Начало творческого пути.
Весной 1787г.в двери маленького бедного дома
на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток,
одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан»,дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями.
Слайд 4
Присутствующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание
на этого юношу, придет время, о нем заговорит весь
мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого композитора Людвига ван Бетховена сегодня действительно знает весь мир.
Слайд 5
Путь Бетховена в музыке.
Это путь от классицизма к
новому стилю, романтизму, путь смелого эксперимента и творческих поисков.
Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, скрипки и виолончели, симфоническая увертюра к драме И. В. Гете «Эгмонт», 16 струнных квартетов, 5 концертов с оркестром, «Торжественная месса», кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен(их около 160, в том числе и русских).
Бетховен в 30 лет.
Слайд 6
Симфоническая музыка Бетховена.
Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической
музыке, раздвинув рамки сонатно-симфонической формы.
Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (1802-1804). Это грандиозное творение, превышающее известные до того времени симфонии своими масштабами, количеством тем и эпизодов, отражает бурную эпоху Французской революции.
Слайд 7
Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту,
ставшему его подлинным кумиром. Но когда «генерал революции» провозгласил
себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и славы. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово- «Героическая».
Симфония состоит из четырех частей. В первой звучит быстрая музыка, передающая дух героической борьбы, стремление к победе. Во второй, медленной части, звучит траурный марш, полный возвышенной скорби. Впервые менуэт третьей части заменен стремительным скерцо, призывающим к жизни, свету и радости. Финальная, четвертая часть насыщена драматическими и лирическими вариациям.
.
Слайд 8
Вершина симфонического творчества Бетховена- Девятая симфония.
На ее создание
потребовалось два года- (1822-1824). Образы житейских бурь, горестных утрат,
мирные картины природы и сельской жизни стали своеобразным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И.Ф. Шиллера(1759-1805).
Слайд 9
Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и звучание
хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте,
призывая к богатству всех людей на земле.
Бетховен за сочинением шестой симфонии.
Слайд 10
Шестая «Пасторальная» симфония.
Была написана в 1808 году под
впечатлением народных песен и веселых плясовых наигрышей. Она имела
подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». Солирующие виолончели воссоздавали картину журчания ручья, в ней слышались голоса птиц: соловья, перепела, кукушки, притопывание танцующих под веселую деревенскую песенку. Но внезапный раскат грома нарушает народное гулянье. Картины бури и разразившейся грозы поражают воображение слушателей.
Слайд 11
Сонаты Бетховена.
Сонаты Бетховена также вошли в сокровищницу мировой
музыкальной культуры. Лунную сонату Бетховен посвятил Джульете Гвиччарди.
Слайд 12
Последние годы жизни.
Бетховена была так велика, что Однако
популярность правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту,
композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта[17] , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем. После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой.
Слайд 13
Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое
заболевание печени.
Похороны Бетховена.
Бетховен умер 26 марта 1827
года.
Свыше 20 тысяч человек шло за его гробом