Слайд 16
Свадебный обряд - один из самых сложных. Он
может быть растянут на несколько недель или даже месяцев
и включает три основных момента. Это сватовство, когда родители, родственники или друзья жениха – сваты – приходят в дом девушки и просят у родителей ее руки. Через некоторое время следует сговор, то есть окончательное соглашение между родителями жениха и невесты, и начинается подготовка к свадьбе. Третий этап – сама свадьба, длившаяся не менее двух дней.
Слайд 17
В центре свадебного обряд – невеста, поскольку сам
брак воспринимается как её переход из одной семьи, одного
рода в другой, к новым «отцу-матери». Поэтому и в обрядовых действиях, и в свадебных песнях брак изображается то как похищение, то как купля невесты, то как охота, где жених выступает купцом, охотником или хищной птицей.
Слайд 18
Во время свадебного обрядового цикла поются собственно песни
и причитания, которые как песни не воспринимаются. Причитания оплакивают
судьбу девушки и при этом как бы поясняют ритуальные действия. Причитала сама невеста и её подружки, которые не оставляли её на протяжении недели до свадьбы.
Слайд 19
В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью,
и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе
не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или часто причитывали только те, кого отдавали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.
Слайд 20
Наряду с причитаниями, на всём протяжении свадебного обряда
исполнялись просто песни – в основном небольшого объёма, с
кратким сюжетом. Песня легче, динамичнее, чем причитание, поётся быстрее и веселее, в ней не подчёркивается тягость семейной жизни, напротив, бытовая сторона была приукрашена, как, например, в колядках.
Слайд 21
Накануне венчания подружки вели невесту в баню, а
потом ей расплетали косу – обязательную принадлежность девушки –
и выплетали из неё ленту, которую невеста отдавала младшей сестре или незамужней подруге.
Слайд 22
Эти моменты знаменуют начало очень важного события -
превращение девушки в женщину. Она как бы умирает
и заново рождается в ином качестве.
Слайд 23
Во время свадебного пира поются особые величальные песни,
адресованные разным участникам события. Здесь даётся идеализированное описание кого-либо.
Слайд 24
Внешность жениха и невесты в песнях приближена к
идеалу, образцу красоты – косы русые, лицо белое, брови
соболиные. Жених и невеста нередко предстают в образе птиц, зверей, деревьев.
Слайд 25
В конце свадебного пира поются корильные песни. В
них те же лица осмеиваются и осуждаются, укоряются. Корильные
песни были адресованы не только гостям, но и потусторонним силам, которые должны были обеспечить удачный переход невесты в новое состояние и счастливую жизнь в браке. Со временем первоначальная роль корильных песен забылась, и они стали восприниматься как шуточные, а потом и вовсе забылись.