Слайд 2
Король музыкальных инструментов - именно так называл орган
В.А. Моцарт.
Слайд 3
С VII века орган используется в
церквах (католических), где звучит церковная музыка,
Слайд 4
Основная цель большинства органов в
Северной Америке, Европе, Австралии и Новой Зеландии состоит в
том, чтобы играть для христианских и еврейских религиозных церемоний. Орган, используемый с этой целью вообще называют церковным органом.
Слайд 5
Впоследствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и
светского характера.
Слайд 6
Прародителем органа можно считать древний инструмент, состоящий из
соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух в
которые вдувается ртом.
Одна из разновидностей такого инструмента называется шэн.
Шэн — древний лаосский (китайский, бирманский) народный духовой язычковый музыкальный инструмент, тростниковый органчик . Он состоит из 16 стеблей тростника.
Слайд 7
Наиболее ярко выраженным древнейшим предшественником органа
является древнегреческий инструмент сиринкс, или
флейта Пана.
Флейта
Пана (по имени древнегреческого божества стад, лесов и полей) - многоствольный духовой музыкальный инструмент. Набор параллельно расположенных и скрепленных (реже - не скрепленных) между собой трубочек-флейт разной длины встречается с древности у разных народов.
Слайд 8
Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий
бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и,
конечно, женщин. Идет он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, спаси меня, батюшка, от Пана. Отец превратил ее в тростник.
Слайд 9
Срезал Пан тот тростник и сделал
себе из него дудку. И давай на нем играть.
Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс
Слайд 10
С тех пор и повелось,
что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых
трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав.
А в самой Греции ее называют сиринкс.
У каждого народа для этого инструмента названия свои. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми, в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латиноамериканских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана pan-flute.
Слайд 11
В переводе с греческого слово
organon означает инструмент - не какой-либо конкретный, а просто
инструмент.
Да и на Руси в Средние века слово «орган» означало «всяк сосуд гудебный, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы».
Слайд 12
В VII столетии вердиктом папы римского Виталиана орган
был допущен в католическую церковь. И сегодня органная музыка
в католических странах звучит в основном не в концертных залах, а в храмах, где находятся лучшие инструменты.
Слайд 13
«Труба Господня» («Ancilla Domini»), «Господня Дева»
(«des НеrrnMagd») — эти определения говорят о роли органа
в католическом богослужении.
Слайд 14
Орган - инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще
всего он строится для конкретного помещения. Мы знаем, что
у скрипки корпус является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое.
Слайд 15
Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех
частей:
звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным
образом,
2) механизм управления (кафедра органа);
3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.
Слайд 16
На звучание труб влияет также их форма. Открытые
трубы дают ясный звук, закрытые - приглушенный. Расширяющиеся к
верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся — создают таинственные тембры. У широких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряженный.
Слайд 17
Орган - инструмент клавишный и духовой одновременно. Каждая
труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра
и одной силы. Поэтому труб в органах так много (до 10 тысяч), они разделяются на ряды — регистры.
Звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, большая часть из металла - органные мастера традиционно используют сплав свинца и олова.
Слайд 18
Каждая органная труба издает только один звук определенной
высоты, громкости и тембра. Высота звука определяется длиной трубы:
чем меньше труба, тем выше звук. Тембр звучания зависит от массы параметров: материала, из которого сделана труба (деревянная или металлическая), закрытая труба или открытая, с широкой мензурой или узкой.
Слайд 19
Отполированные находящиеся в передней части инструмента (в органном
проспекте) трубы изготовляются из сплава с высоким (до 90%)
содержанием олова.
Голубой оттенок сплава говорит о том, что в нем много свинца. Такие трубы звучат мягче, но они легче деформируются.
Слайд 20
На картине Мастера алтаря св.
Бартоломео изображен орган-портатив (от лат. portare - нести).
Это инструмент с двумя рядами маленьких трубок, на котором играют одной правой рукой, в то время как левой рукой качают мехи, расположенные сзади инструмента.
На данной картине мехи органа качает ангел. У такого инструмента не было возможности накапливать воздух, и потому играть можно было только пока накачиваются мехи. Он широко использовался в светской музыке с XII по XVI столетие.
Слайд 21
Орган-позитив - сравнительно небольшой инструмент,
который можно переносить с места на место и ставить
либо на пол (positif a pied), либо на стол (positif de table).
Слайд 22
Под регистрами подразумеваются также рукоятки и кнопки, с
помощью которых приводятся в действие определенные комплекты органных труб.
Эти рукоятки (или клавиши, наподобие электрических выключателей) расположены на передней панели кафедры органа. С их помощью музыкант управляет звучанием этого сложного механизма, который, помимо труб различного диаметра и формы, включает в себя воздухонагнетающее устройство и воздухопроводы.
Слайд 23
Главнейшим элементом искусства органиста является умение пользоваться регистрами,
то есть искусство выбирать и сочетать краски органа.
Слайд 24
Двух одинаковых больших церковных или концертных органов не
существует. Объясняется это тем, что орган не только сложнейший
музыкальный инструмент, но также в значительной степени произведение архитектуры: каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала и уже хотя бы поэтому уникален.
Слайд 25
Создатели органа всегда стремятся наделить его не только
неповторимым лицом (то, что мы видим, глядя на орган,
называется проспектом органа), но и индивидуальным звучанием.
Слайд 26
Органист играет на инструменте, сидя за его кафедрой.
На кафедре органа располагается от одной до семи ручных
и одна ножная клавиатура и регистровые рукоятки.
Слайд 27
Клавиатуры для рук называются мануалами (от лат. manus
- рука)
Слайд 28
Помимо клавиатур для рук, у органа имеется клавиатура
для ног. Она называется педаль, причем именно в единственном
числе.
Слайд 29
Педали поручалось исполнение самых низких звуков произведения.
Слайд 30
И.С.Бах «играл ногами — в басовом регистре —
настоящую мелодию, подчас такую, какую мало кто из органистов
способен как следует сыграть всеми пятью пальцами руки».
Слайд 31
На больших современных органах можно заранее ввести в
память органа все смены регистровки, необходимые в данной концертной
программе, и на концерте обходиться нажатием одной клавиши так называемого секвенцера, чтобы вызвать запланированную звучность. Причем кнопки секвенцера расположены во многих местах кафедры органа, и органист может их нажимать любой рукой с любой стороны клавиатуры, а так же ногами.
Слайд 32
Один из самых больших
в мире органов находится в филадельфийском универмаге Macy’s.
Слайд 33
Wanamaker Grand Court Organ был
изготовлен в Лос-Анжелесе для участия во
Всемирной ярмарке 1904 г. в Сент-Луисе.
После окончания ярмарки орган пролежал в разобранном виде несколько лет, пока его не купил известный американский коммерсант, общественный и религиозный деятель Джон Уонамейкер, решивший установить гигантский орган в одном из своих новых торговых центров в Филадельфии.
Слайд 34
Два года шли работы по установке органа на
новом месте и, наконец, 6 июня 1911 г. он
зазвучал под сводами нового универмага. Уонамейкер открыл и специальную органную фабрику, единственным занятием которой была работа по увеличению размера органа, наращиванию его мощности.
Слайд 35
Дело отца продолжил его сын
– Родмэн Уонамейкер и к 1930 г. у органа
было уже 28 482 трубы, 6 ручных клавиатур (мануалов), 42 ножных педали и звук фантастической мощи.
Слайд 36
В настоящее время вес органа
Wanamaker Grand Court составляет 287 тонн. Играют на нем
два раза в день и в праздничные дни дают специальные концерты.
Слайд 37
Самый большой орган, сооруженный в
20 веке, ныне располагается в Атлантик-Сити (США, Нью-Джерси). У
этого инструмента насчитывается больше 33 тысяч труб, две кафедры, на одной из которых семь клавиатур.
Слайд 38
Техника игры на органе отличается от фортепианной: требуется
иное положение рук, всего тела, необходима сноровка и умение
играть на нескольких клавиатурах – в том числе педальной.
Слайд 39
Каждая клавиатура может производить как глубокие басовые, так
и высокие звуки, в зависимости от установленных музыкантом комбинаций
регистров.
Слайд 40
Органная музыка издревле наполняет сердца людей высокими чувствами
и заставляет задуматься о вечных ценностях человеческого бытия.
Слайд 41
Интерес к органу растет, появляется все большее количество
исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны
- в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты.
Слайд 42
Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством
тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа
поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
Слайд 43
Орган является своеобразным оркестром в руках одного исполнителя.
Слайд 44
Органную музыку писали многие известные композиторы.
И.С. Бах
довел игру на органе до невероятных высот.
Слайд 45
«Божественную музыку небес
Орган неустающий зажигает.
Он растворяет
мглу немых завес,
И струны душ Незримое ласкает…
Слайд 46
Органа плачь всесильною волной
Заполнит пустоту
уставших глаз,
Он все простит, заметив сразу в нас
Мир наших
душ, мир хрупкий, мир родной…»
Слайд 47
Использованные материалы
http://viking1234567.narod.ru/M_8_4_9_7.html
http://viking1234567.narod.ru/M_8_4_9_7.html
http://viking1234567.narod.ru/M_8_4_9_7.html
http://blogs.privet.ru/community/Atlantida_lost/56553162
http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=826781
http://art.gazeta.kz/art/?id=314
http://www.mariinsky.ru/ru/news1/links_to_news/organ/
http://aifudm.net/news/archive-news/?p=1&day=07&month=02&year=2010
http://istoriaman.blog.ru/?page=1
http://www.ruscadet.ru/muzeum/mhkk/organ/02.htm
http://caruzo.narod.ru/photoalbum3.html
http://www.bel.ru/news/culture/2008/02/09/28691.html
Слайд 48
http://istoriaman.blog.ru/?page=1
http://www.ruscadet.ru/muzeum/mhkk/organ/02.htm
http://caruzo.narod.ru/photoalbum3.html
http://www.bel.ru/news/culture/2008/02/09/28691.html
http://lviv.nezabarom.ua/Klassicheskaya-muzyka/dom_organnoymusiki/photo/
http://www.tlt.ru/articles.php?n=1926922
http://key-tools.ru/foto/organ/istrument4.html
http://key-tools.ru/foto/organ/istrument1.html
http://uti-puti.com.ua/directory5.php
http://pianocenter.ru/inf0799006415
http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?conEntryId=117535
http://cacao-caco.livejournal.com/
http://www.virtual-yar.ru/News/?yar=cult&ap=teatr&lp=3
http://manifest.ucoz.ua/index/organ/0-96
http://www.torange.biz/category/Architecture/decorative-elements/4476.html
http://news.mail.ru/culture/2113998/
Слайд 49
http://news.mail.ru/culture/2113998/
http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=7&idofpage=9432
http://kieva.diary.ru/?order=frombegin&tag=723
http://blog.afisha.uz/page/41/
http://jloki.livejournal.com/40219.html
http://filarmonia.omskcity.com/rus/news/anons/2007/12/2007_12_29.html
http://afisha.yuga.ru/afisha/?date=1262984400
http://blogs.privet.ru/user/1plxbyv1avljljsi1egaz7ijttmhj6dj
http://page.divo.ru/lukas/perevod/Herrick_St39.html
http://tourvkiev.ru/ru/putevoditel-po-kievu/teatry/natsionalnyy-dom-organnoy-kamernoy-muzyki/
http://www.frimg.ru/term-organ2.html
http://www.geo-world.ru/europe/finlandia/cityes/felsinki1.html
http://old.merzlyakovka.ru/03priem/prog_organ.html
http://www.gazeta.lv/user.php?page=95&login=Pelena&view=voted
http://www.forum.krionika.ru/lofiversion/index.php/lofiversion/lofiversion/lofiversion/t1724.html
М.Скребцова «Божественную музыку
небес…»
А.Майкапар «Орган – конструкция, роль в музыке»
Н.Бакеева»Орган» М.,»Музыка» 1977г.