Слайд 2
Рахманинов –один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв.
Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь
к русской земле, к истории народа – центральное звено в его творчестве. Писал он в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная, вокальная и инструментальная музыка.
Слайд 3
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 г.
в дворянской семье в Новгородской губернии. Его первые музыкальные
занятия начались с четырех лет, и проводила их его мать. Затем была приглашена учительница музыки.
Слайд 4
В 1885 г. семья переехала в Москву. Сергей
поступил в Московскую консерваторию, где обучался под руководством педагога
Николая Зверева в области фортепиано.
Слайд 5
Летом 1890 г. на Тамбовщине в усадьбе Иванова
модой Рахманинов встретил свою первую любовь – золотоглавую Верочку.
Однако дочь генерала Скалона не могла стать женой музыканта. Но ее образ, образ того чудесного лета, когда так сильно цвела сирень, вошли в душу юного композитора, а следовательно и в его музыку.
Слайд 6
В 19 лет Рахманинов окончил консерваторию с золотой
медалью как пианист, а через год и как композитор.
В качестве дипломной работы он представил одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». В этом же году опера была поставлена на сцене Большого театра.
Слайд 7
В это же время были написаны Первый
фортепианный концерт, симфоническая поэма «Князь Ростислав», симфоническая фантазия «Утес»,
ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия ре-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Слайд 8
В марте 1897 г. Первая симфония провалилась на
премьере из-за неудачного исполнения Глазуновым. Сильное потрясение привело юного
композитора к творческому кризису. Четыре года он не мог сочинять, занимаясь исполнительской деятельностью.
Слайд 9
В возрасте 24 года Рахманинова приглашают дирижером в
Московскую частную оперу Саввы Мамонтова. Там произошла его встреча
с Ф. Шаляпиным, положившая начало их многолетней дружбы.
Слайд 10
В 1901 г. Рахманинов, преодолев творческий кризис, закончил
Второй фортепианный концерт. В нем проявилась одна из самобытных
основ музыкального стиля Рахманинова – органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Создание Второго концерта ознаменовало вступление композитора в следующий, зрелый период творчества. Второй концерт принес автору заслуженный успех.
Слайд 11
После успеха Второго фортепианного концерта начался плодотворный период
в композиторской деятельности Рахманинова. Появляются прелюдии, этюды-картины, а также
крупнейшее симфоническое сочинение - Вторая симфония. Создана также симфоническая кантата «Весна» на слова стихотворения Н. Некрасова «Зеленый шум».
Слайд 12
В начале 1902 г. С. Рахманинов написал
20 прелюдий для фортепиано. Каждая была маленьким шедевром. Но
самой популярной стала «Прелюдия до минор». В это же время Сергей Рахманинов венчается с Натальей Сатиной.
Слайд 13
Осенью 1904 г. Рахманинова пригласили на пост дирижера
в Большой театр. В этом же году композитор завершил
свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».
Слайд 14
Особое место в творчестве композитора занимают романсы:
«Сирень», «Весенние воды», «Не пой, красавица», «Ночь печальна», «Я
опять одинок». В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений.
Слайд 15
После двух сезонов Рахманинов ушел из Большого
театра и поселился в Италии, а затем в Дрездене.
Здесь была написана симфоническая картина «Остров мертвых».
Слайд 16
Важным этапом в творчестве Рахманинова стало создание в
1909 г. Третьего фортепианного концерта. Не уступая своему предшественнику
по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли.
Слайд 17
В 1910 г. Рахманинов обращается к духовной музыке.
Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста, в которой выражает
свое понимание смысла литургического действа. А через пять лет выходит второе его духовное сочинение – «Всенощное бдение».
Слайд 18
К наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна
Первой мировой войны принадлежит вокально- симфоническая поэма «Колокола». Напряженный,
беспокойный характер музыки обусловлен предчувствием грядущих трагических перемен.
Слайд 19
Московский период Рахманинова закончился после революции 1917
года. Рахманинов вместе с семьей навсегда покинул Россию и
начал гастролировать по Европе, затем переехал в США, начав концертную деятельность как пианист.
Слайд 20
Летом 1936 г. Рахманинов завершил Третью симфонию.
Симфония, одухотворенная лирикой и гимнами восторга и любви, обращена
к великой родине композитора – России.
Слайд 21
Последнее свое произведение «Симфонические танцы», признанное как
величайшее его создание, Рахманинов закончил в 1941 г. Это
произведение было самым любимым и для самого композитора.
Слайд 22
Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов
всегда чувствовал себя русским. В годы Великой Отечественной войны
он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в Россию в фонд Красной армии.
Слайд 23
Последние годы С.В. Рахманинова были омрачены тяжелой
болезнью(рак легких). Скончался он 28 марта 1943 г. в
кругу своих близких в Калифорнии. Похоронен там же.
Слайд 24
Творчество великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова давно
уже стало достоянием народа, прочно вошло в сознание людей,
в жизнь и быт многих народов мира. Его фортепианные концерты, прелюдии и этюды-картины, его симфонии и симфонические поэмы, оперы и романсы пользуются неизменной любовью слушателей.