Слайд 2
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею
порой
Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
И в час, когда хор
тихо пел
О «Свете тихом»,- в умиление
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
И.А. Бунин
Слайд 3
Душа молитвы - внимание. Как тело без души
мертво, так и молитва без внимания
- мертва. Без внимания произносимая молитва превращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.
Игнатий Брянчанинов
Слайд 4
Храм в честь св. Георгия Победоносца,
д. Капустино
Чеховского района
ЦЕЛОМУДРЕННАЯ
МУЗЫКА
Слайд 5
По«Ощущения, порождаемые молитвой и покаянием, состоят в облегчении
совести, в мире душевном, в примирении к ближним и
к обстоятельствам жизни, в сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, к покорности к Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями…»
Игнатий Брянчанинов
Слайд 6
Ничто так не возвышает и не окрыляет душу,
не отрешает ее
от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь.
Иоанн Златоуст
Слайд 7
Иоанн Златоуст
«Ничто так не возвышает
и не
окрыляет душу,
не отрешает ее от земли,
не избавляет
от уз тела,
не располагает
любомудрствовать
и презирать все житейское,
как согласное
пение и стройно
составленная божественная песнь»
Слайд 8
Самый естественный, самый древний, а вместе
с тем и самый благородный способ выражения
молитвенных чувств есть, без сомнения, слово человеческое.
Слово дано человеку в первую очередь для того, чтобы он славил Бога.
Слайд 9
…Жены и мужи, старцы
и юноши различны
полом
и возрастем, но
нет различных
по отношению
к пению,
потому что Дух Святый,
соединяя голоса каждого,
из всех устрояет одну мелодию…
Слайд 10
Автор работы во время службы
Клирос – место в
храме для певчих,
с греческого переводится
как жребий, призвание.
Слайд 11
- система пения,
основанная
на восьми группах
богослужебных текстов
и соответствующим
им мелодиям
Осмогласие
Слайд 13
Знаменный распев
(от слав. «знамя»)
– «знак,
символ» -
церковно-славянский распев,
для записи мелодии в котором,
использовались крючки.
Знаменный распев
Слайд 14
Знаменная система записи мелодии
Слайд 15
- полифоническое многоголосье
- концертное пение
инструментальное сопровождение
утрата первоначальной богослужебной
функции
Развитие пения
Римско-Католической церкви
Распространение многолосия
на Руси XVI-XVII века
Слайд 17
Партесное пение – новая система многоголосного пения, разделяющая
голоса на партии.
Характерно разделение голоса:
- на два
- на
три
Многоголосие
Слайд 18
…Не ищи преждевременно
высоких духовных состояний
и молитвенных восторгов.
Они совсем не таковы на самом деле,
каковыми представляются
нашему воображению…
Ощущения, порождаемые молитвой,
состоят в мире душевном,
примирении к ближним,
сострадании к человечеству…
Слайд 19
Поэтов ныне целая орда.
Кто словеса, кто рифмы
заостряет.
Труды похвальны, но одна беда:
Немногие небесному внимают.
Духовная поэзия иеромонаха
Романа
«Глаголы вещие»
Слайд 20
родился 1954 году, в семье сельской
учительницы.
Учился в университете, преподавал в школе.
В 1985
году принял монашеский постриг,
в 1985 году рукоположен
в иеромонахи.
Служил в одном из приходов Псковской области, жил в скиту Ветрово, недалеко от Пскова.
Иеромонах Роман
(в миру Александр Матюшин)-
Слайд 21
И злоба, и лай отовсюду,
И натиски адовой тьмы…
Россию
спасет только чудо,
Но вымолим чудо
ли мы?
Духовные стихи
иеромонаха Романа
Слайд 22
Сам Господь нашей жизнью поруган,
Человечество тонет во зле.
Чтобы
люди не съели друг друга,
Должен кто-то прощать на земле.
Духовные
стихи
иеромонаха Романа
Слайд 23
Вознесенская
Давидова пустынь,
Чеховский район
По прошествии двадцати
веков христианской истории церковное пение, сливая воедино музыку и
слова молитвы, воздействует на людей все с той же благодатной силой — возвышает душу над земным, примиряет нас с самими собой и с ближним, уменьшает наши немощи, облегчает наши скорби, приводя нас в состояние,
так знакомое каждому молящемуся в православном храме, когда, по слову поэта: