Слайд 2
Актуальность
В период кризиса ценностных ориентаций все более возрастает
роль образовательного учреждения, одним из направлений которого являются этнокультурные
традиции воспитания, противостоящие духовной ассимиляции и деградации общества и стимулирующие социальное развитие личности.
«Ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»
С.Н.Федорова
Слайд 3
Цель:
Формирование интереса к марийским национальным праздникам и культуре
народа мари.
Задачи:
Обеспечить преемственность в работе воспитателей и детей
старшего
дошкольного возраста по приобщению родителей к
традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Повысить компетентность родителей по народным праздникам и народным традициям
Приобщать родителей к истории, культуре и традициям
марийского народа.
Слайд 4
На основе анализа исследований в области этнокультурного образования
для ДОУ можно определить такие критерии
Место проживания наших предков
Труд
и быт
Национальная одежда
Традиции и обычаи
Народные игры
Старинные игрушки
Устное народное творчество
Декоративно-прикладное искусство
Национальная кухня
Слайд 5
Методы и формы
этнокультурного
воспитания дошкольников
Разные виды НОД
(игры, путешествия, инсценировки )
Экскурсии, дидактические игры, развлечения
Беседы, викторины
Наблюдения, опыты
Нетрадиционные:
домашние задания, моделирование
Продуктивная деятельность
Слайд 6
Календарные народные праздники повторялись из года в
год
и делились по сезонам – весенне-летние и осенне-зимние.
Каждый
праздник имел свои особенные черты и отличия.
Между основными календарными праздниками, как правило,
выдерживался семинедельный период. Через семь недель
после праздника «Уарня» (Масленица) отмечали «Кугече» (Пасха), еще через семь недель- «Семик» (в христианской традиции- Троица). Семинедельная периодичность наблюдается между праздниками «Угинде» (Праздник нового хлеба) , «Шыже кусо» (праздник осеннего жертвоприношения) и «Шорыкйол» (святки).
Слайд 7
«Пеледыш пайрем» - «Праздник цветов».
Марийцы издавна придавали большое значение
цветам, понимали их таинственный
мир, полный
красоты и загадок. Им, как пользователям плодов
Земли, очень важно было знать время цветения
выращиваемых растений, прежде всего хлебов.
Слайд 8
Впервые праздник цветов был проведен в селе Сернур
в 1920 году. Днем его празднования был установлен «первый
день народного праздника «Семык», объявленный «нерабочим по всей области». Для марийского народа он превратился в главный праздник, причудливо соединивший в себе черты отмечаемых и поныне Агавайрем, Семык и Сӱрем, ставший любимым праздником и символом национального возрождения, выражением души и духа марийского народа, его культурным кодом. Впервые об открытом и общенародном устройстве марийских народных праздников заговорили на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии.
Слайд 10
Сернурский преподаватель
Александр Федорович Конаков
За разработку нового красного
праздника для внедрения в революционный быт марийского народа взялись
два активиста –
сернурский преподаватель А.Ф.Конаков и инструктор марийских школ
Уржумского отдела народного образования В.К.Королев.
Слайд 11
-
Домашний квас (пура), хлебцы (эгерче), блины, лепешки, перемечи,
пироги из ягод и грибов, ватрушки, а также сырки
(туара). Яйца, или как их называли марийцы, муно
Слайд 12
Увеселительная часть праздника «Пеледыш Пайрем» включала состязания и
игры. Победителям вручала подарки самая молодая замужняя женщина, которая
являлась символом взаимосвязи женской природы с плодородием.
Слайд 13
Исторически сложилась единая форма проведения
этого праздника, который
включал две основные части – торжественную и развлекательную. Торжественная
часть начинается с открытия праздника, поднятия флага и подведения итогов весенних полевых работ и чествования лучших тружеников. Развлекательная часть предполагает вокальные и танцевальные выступления, спортивные состязания, веселые конкурсы, аттракционы и национальную борьбу.
Слайд 14
На празднике марийцы организовывали различные выставки, где можно
было посмотреть шедевры декоративно-прикладного искусства, особенности национального марийского костюма.
Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами.
Слайд 15
Также на празднике можно было отведать что-нибудь необычное
из
марийской национальной кухни. Основу традиционной марийской кухни
издавна
составляли продукции земледелия и животноводства,
а также продукты охоты, рыболовства и собирательства. Главный продукт
повседневного питания Хлеб (кинде) был из кислого теста.
Пресный хлеб (шергинде), Пресные овальные колобки (эгерче),
Блины (мелна), Слоеные блины (коман мелна), Пироги (когыльо)
Отварные пирожки – (подкогольо).
Слайд 16
Подкогыльо – блюдо из пшеничного пресного теста, раскатанного
в тонкий
слой, из которого нарезают кружочки, кладут в
них начинку (мясо,
картофель, пшенная или перловая каша, творог). Защипывают края теста,
кладут в кипящую подсоленную воду и, когда они всплывут, вынимают.
Подкогыльо подаются горячими со сливочным маслом, сметаной или
кислым молоком.
Тесто: вода – 200 мл.
соль – 1 ч.л.
яйцо – 1 шт.
раст. масло – 1 ст.л.
мука – сколько возьмет тесто (крутое эластичное)
Начинка: творог – 300г.
карт.отварной – 300г.
яйцо – 1шт.
соль – по вкусу
Слайд 17
То, чему ребенок учится с детства, становится близким
и понятным ему на всю жизнь.
Изучая другие языки, мы
не теряем, а обретаем себя и
своё место в мире.
Дети измеряют своё умение общаться количеством друзей,
они очень рады, когда у них появляются новые друзья в
других городах и странах.
Общие принципы воспитания в детском саду и семье должны
быть обговорены при взаимном уважении сторон, без оценок
правильности или неправильности традиций и обычаев.