Слайд 2
Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные
источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям
движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
Русь языческая. Жертвоприношение Перуну.
Слайд 3
Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых
устраивали ритуальные пиршества.
«Повесть временных
лет» об идолопоклонстве у славян
Слайд 4
Киевские князья Аскольд и Дир
IX век
Святые Кирилл и
Мефодий
IX век
Княгиня Ольга
X век
Крестилась в 955 году
Князь Владимир
X век
Крестился
в 988 году
Апостол Андрей Первозванный
I век
Распространение христианства на Руси.
Слайд 5
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
По церковному
преданию ещё в первом веке на территории Руси проповедовал
апостол Андрей Первозванный.
Слайд 6
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
Святые Кирилл
и Мефодий, создатели славянской азбуки, проповедовали на Руси в
9 веке на родном для славян языке.
Слайд 7
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
Первыми, чье
крещение описано в летописях, были киевские князья Аскольд и
Дир со своей дружиной. В истории это событие называют первое или Аскольдово крещение Киевской Руси.
Слайд 8
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
Княгиня Ольга
стала христианкой в 955 году. В те времена в
княжеской дружине уже были воины христиане, а в Киеве было построено несколько храмов. Ольга дважды ездила в Царьград и во время второго посещения сам патриарх крестил её.
Слайд 9
Владимир Святославович
Красное Солнышко
Последние свои годы Ольга занималась
воспитанием внука Владимира. Когда Владимир начал править, он был
ярым язычником. Буйный нрав, много жён, убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях – вот что пишут о нём летописи.
Князь Владимир. Музей восковых фигур, Киев
Слайд 10
РИМ
ХАЗАРИЯ
РУСЬ
ВИЗАНТИЯ
Новгород
Киев
Херсонес
Царьград
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Западные христиане
Иудеи
Мусульмане
Восточные христиане
К этому времени соседние народы
исповедовали веры в единых Богов.
В Риме жили западные христиане, в Хазарии - иудеи, в Волжской Булгарии - мусульмане, в Византии - восточные христиане.
Слайд 11
Великий князь Владимир Святославович выбирает веру. Роспись Грановитой
палаты, 19 век.
В знаменитой легенде описывается выбор веры
Владимиром.
Он пригласил к себе разных проповедников и греческого фи-лософа, которые рассказали ему о своих верах. Рассказ грека очень понравился Владимиру. Но он не спешил с выбором.
Слайд 12
Он отправил десять мужей в разные страны для
«испытания вер». Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей,
а греческие храмы - самыми красивыми.
Слайд 13
Церковная служба у греков в главном храме Константинополя,
древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.
Храм Святой
Софии, Константинополь
Слайд 14
Незабываемая красота
«И пришли мы в Греческую землю, и
ввели нас туда, где служат они Богу своему, и
не знали — на небе или на земле мы,
Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
Слайд 15
ибо нет на земле такого зрелища и красоты
такой, и не знаем, как и рассказать об этом,
Интерьер
Софии Константинопольской
Слайд 16
знаем мы только, что пребывает там Бог с
людьми, и служба их лучше, чем во всех других
странах.
Интерьер Софии Константинопольской
Слайд 17
Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый
человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так
и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
Слайд 18
После этого князь Владимир просил руки сестры византийских
императоров царевны Анны. Императоры не отдали Анну за язычника.
«Сначала крестись», - был ответ. Тогда Владимир захватил Херсонес – византийский город в Крыму и угрожал идти на Царьград. Императорам пришлось уступить и отправить Анну к Владимиру.
Слайд 19
РИМ
ХАЗАРИЯ
РУСЬ
ВИЗАНТИЯ
Новгород
Киев
Царьград
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Западные христиане
Иудеи
Мусульмане
Восточные христиане
Херсонес
Слайд 20
Крещение великого князя Владимира Художник В. Васнецов, 19
век.
Ожидавший в Херсонесе приезда невесты Владимир
неожиданно ослеп. Царевна Анна сказала ему: «Хочешь излечиться - крестись». Тогда князь повелел крестить себя.
Нестор писал в своей летописи, что, когда епископ во время крещения возложил свою руку на голову князя, Владимир тотчас прозрел.
Слайд 21
Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем
бракосочетание Владимира с Анной.
В этой чаше крестили князя Владимира.
София Константинопольская
Слайд 22
Крещение Руси.
Художник В. Васнецов, 19 век
Вернувшись в Киев, князь велел изрубить языческих идолов, а
главного Перуна сбросить в Днепр. Через несколько дней крестились его сыновья и бояре. Затем князь разослал по всему городу гонцов с повелением жителям собраться на берегу Днепра.
Был август 988 года.
Слайд 23
На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие
с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали
Таинство Крещения.
Крещение Руси. Коваленко И.А.
Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!». И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку.
Слайд 24
Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»:
«Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и
стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ».
Фреска «Крещение Руси»
Слайд 25
Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик.
Крестились тогда и те бояре, которые не были в
Херсонесе.
Крещатик - центральная улица Киева.
Слайд 26
После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать
по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех
местах, где раньше были кумиры.
Слайд 27
Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда
не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед
Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе.
Крещение Руси.
Иконописец игумен Зинон
Слайд 28
Сразу же начали открываться школы, потому что христианской
стране нельзя было без учения книжного. После Киева крещение
стало совершаться и в других русских городах.
Мартынов Н.
Крещение Руси
Слайд 29
Это можно наблюдать и в наше время, потому
что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни
— событие радостное для человека.
Орлов Ю. Крещение
Слайд 30
Многие племена, не желая креститься, убегали в леса.
Язычники становились участниками мятежей.
Сначала новая вера пришла в
города, потом проникла и в деревню. Но ещё века на Руси был период «двоеверия», когда христиане ходили в церкви, но справляли и языческие праздники.
Восстание язычников.
Слайд 31
Крещение в Новгороде
Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то
кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве
поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева.
Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в
Слайд 32
Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в
Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не
хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей.
Станислав Бабюк. Свержение Перуна. 1997
Слайд 33
Епископ со священниками ходил по городу и учил
людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом
народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова.
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год
Слайд 34
Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил
мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде,
и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси.
Художник Сергей Васильевич Иванов (1864 - 1910)
Слайд 35
Перемена в жизни князя
Летописец отмечает разительную перемену в
жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он
продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.
Владимир-язычник.
В.М. Васнецов
Слайд 36
Одно время он не решался даже утверждать приговоры
о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя
Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!».
Слайд 37
А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он
и такое: сказав, что «немощные и больные не могут
добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.
Суздаль, фреска
Слайд 38
Первые плоды христианства на Руси
В 1015 году печенеги
пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына
своего Бориса защищать Русскую землю.
Владимир посылает Бориса против печенегов. Миниатюра из рукописи XIV века
Слайд 39
Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел
и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя
в Десятинной церкви; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце.
Равноапостольный князь Владимир. Стенная роспись В.М.Васнецова, Свято-Владимирский собор в Киеве, 1885-95 гг.
Слайд 40
Святополк, старший сын Владимира, зная, что Борис с
дружиной может возвратиться в Киев, послал к нему наемных
убийц. Князю Борису сказала отцова дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе!».
Святополк
Нестеров Андрей. Святополк Окаянный
Слайд 41
Но Борис, не желая вражды и братоубийства, сказал:
«Не подниму руки на брата своего старшего: если и
отец мой умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него.
Билибин И.Я.
Святые Борис и Глеб
Слайд 42
А убийцы, посланные Святополком, пришли ночью на реку
Альту, напали на шатер князя Бориса и, как звери
дикие, пронзили его копьем, и убили слугу его.
«Сказание о Борисе и Глебе»
Анна Кудинова,
Дарья Шабалина
Слайд 43
Затем Святополк подослал убийц и к младшему брату
Бориса — Глебу, и убили юного князя.
Анна Кудинова,
Дарья
Шабалина
Убиение Глеба Владимировича
(конец 15 в., Радзивилловская летопись)
Слайд 44
Святополк получил прозвище Окаянного. А братья Борис и
Глеб стали почитаться как мученики, как молитвенники за землю
Русскую, как образцы христианских добродетелей.
Борис и Глеб. 1941. Николай Константинович Рерих
Слайд 45
Прославление Бориса и Глеба совершилось в правление Ярослава
Мудрого, который изгнал из пределов Руси Святополка Окаянного.
Миниатюра Битва
Ярослава со Святополком (конец 15 в., Радзивилловская летопись)
Слайд 46
«Сказание о Борисе и Глебе» — один из
самых замечательных памятников русской литературы. Житие святых братьев, пострадав-ших,
когда не прошло и трех десятков лет со дня крещения Руси, стало любимым чтением древнерусского читателя.
«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.
Слайд 47
Русь приняла крещение, и жизнь русского человека стала
устраиваться на новых, христианс-ких началах. Летописец постоянно напоминает своему
читателю заповеди Нового Завета. Древне-русский писатель предлагает чудное «Сказание о Борисе и Глебе» — братьях, которые, живя по новой вере, не захотели обратиться к прежнему обычаю мщения и братоубийства.
Святые Борис и Глеб