Слайд 2
Гаспаро Дициани — венецианский художник XVIII века. Олимп, 1750-е
гг.
Слайд 4
Эрмитаж, Иорданская лестница
Слайд 6
Единственное из Семи чудес света, которое располагалось в
материковой части Европы. Статуя Зевса в Олимпии - третье
чудо света Древнего мира. Она была воздвигнута в V веке до нашей эры.
«Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»
Слайд 7
Статуя Юпитера. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 8
Леохар, Аполлон Бельведерский, римская мраморная копия
Слайд 9
Аполло́н Бельведе́рский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы
древнегреческого скульптора Леохара ( придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.) Бронзовая
статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась.
Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 годами на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Слайд 10
Бронзовая статуя Аполлона из святилища Аполлона в Помпеях
Слайд 11
Архитектура храма
Храм, посвященный греческому и римскому божеству Аполлону
в древнеримском городе Помпеи, на юге Италии. Разрушен после
землетрясения 62-го года и пострадал от последствий извержения 79-го года.
Храм представляет собой здание, к которому ведет лестница. Перед лестницей располагается алтарь. Весь храм окружает колоннада из 28 колонн (полностью сохранились лишь 2) и портик. Внутренние ниши расписаны сценами из троянской войны. На пьедесталах стояли статуи, включая сохранившиеся статуи Венеры, Гермафродита, бронзового Аполлона, Гермеса и бюст Артемиды с луком.
Слайд 13
Аполлон был главным божеством Помпей, а храм религиозным
центром города.
Слайд 14
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры», 1482-1486. Галерея Уффици, Флоренция.
Слайд 15
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке
раковины ребристой сердцевидки или морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный
ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
На берегу богиню встречает одна из граций.
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь.»
(Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»)
Слайд 16
Образ Одиссея в изобразительном искусстве
Джон Уильям Уотерхаус. Одиссей
и сирены, 1891
Слайд 17
Герберт Джеймс Дрейпер. Одиссей и сирены, 1909.
Слайд 18
Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема
Слайд 19
Якоба Йорданса называют самым фламандским художником.
Сюжет картины
– очень известная история из странствий Одиссея.
На полотне
изображён ключевой момент – слепой Полифем ощупывает выходящих. Одиссей облачён в римский театральный костюм, что является данью итальянским традициям. Но тип лица всех его спутников – совсем не греческий, а фламандский. И обстановка действия – на заднем плане – интерьер обычного дома во Фландрии.
Таким образом здесь присутствует счастливое сочетание двух национальных традиций – Италии и Фландрии.
Итальянский сюжет вписан во фламандскую обстановку.
Интересно обратить внимание на кувшин, этот предмет написан на первом плане, слева внизу. Ни один итальянец не позволил бы себе изобразить столь бытовую, приземлённую деталь на первом плане иллюстрации греческого эпоса. А для Йорданса это совершенно обычно, он даже не задумывается о точном подражании традициям Итальянской живописи. И живопись Йорданса по-фламандски богата тёплой, сказочной гаммой, она покоряет пластической мощью и сочностью красок.
Слайд 20
Аннибале Карраччи, Гнев Полифема, 1600
Слайд 21
Макс Бекман. Триптих «Отплытие», 1932
Слайд 24
Федор Петрович Толстой
Барельеф «Пир женихов Пенелопы»
Слайд 26
Ф.П. Толстой. Барельеф «Убийство женихов Пенелопы»
Слайд 27
Граф Фёдор Петрович Толстой (1783 (1783 - 1873 (1783 - 1873, Санкт-Петербург) — русский
живописец, художник, медальер и скульптор.
В 1814 году, работая над эскизами
к медальонам в память Отечественной войны 1812 года, Толстой начинает работать над барельефами*, сюжетами которых стали события поэмы Гомера Одиссея.
Странствия Одиссея, одного из героев Троянской войны, полны удивительных приключений, но не фантастические чудеса привлекли Толстого. Он остановил свой выбор на земных событиях - возвращении Одиссея в родной дом, где уже десять лет его ждут жена и сын.
* Барельеф - это один из видов рельефной скульптуры, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма.
Слайд 28
Цари соседних с Итакой царств вынуждают жену Одиссея
Пенелопу дать согласие на брак с одним из них.
Пенелопа, олицетворение женской любви и верности, обещает сделать свой выбор, как только закончит ткать материю для савана отца мужа, старого Лаэрта, и ночью распускает все, что было соткано ею за день.
В барельефах «Пир женихов Пенелопы», «Телемах в гостях у царя Менелая», «Одиссей убивает женихов Пенелопы», «Меркурий ведет тени женихов в ад» Толстой обращается к вечным и очень значимым для него темам - женской верности, сыновней любви, мужской доблести, справедливости и неотвратимости возмездия.
В поэме Гомера женихи, нарушая законы гостеприимства, бесчинствуют и разоряют дом Одиссея. Пир женихов Пенелопы, созданный Толстым, - это воплощение его любви и грез - величавая, изысканная, чарующая Древняя Эллада.