Слайд 2
Дата рождения
:24 июля (4 августа) 1757
Место рождения:Миргород,
Российска империя
Дата
смерти:6 (18) апреля 1825 (67 лет)
Место смерти:Санкт-Петербург, Российская империя
Жанр:
Портрет
Стиль:
Сентиментализм
Слайд 3
Биография
Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и
портретной живописи. Выходец из казачьего рода.
Слайд 4
Родился в Миргороде 24 июля 1757, в
семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий
и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.
Слайд 5
В 1787 он исполнил две аллегорические картины
для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся
на пути её следования в Крым.
Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I - пахарь и Екатерина II - сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.
Слайд 6
В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург,
но его путь в Академию художеств был закрыт по
возрасту. Он некоторое время он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями - Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.
Слайд 7
Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста
Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От
своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.
Слайд 8
В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а
в 1802 году - советника Академии Художеств.
В ранний
петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.
Слайд 9
В числе его работ - великолепный портрет
Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, князя
Куракина и огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.
Слайд 10
«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (с
Чесменской колонной на фоне),
1794 Холст (живопись переведена на
новый холст), масло. 94,5×66 см
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Слайд 11
Описание портрета
65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском
парке, опирающейся на посох из-за своего ревматизма. Её одежда
подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака.
Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.
Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.
Слайд 12
Чесменская колонна, украшающая пейзаж Екатерининского парка Царского
Села, на фоне которого изображена императрица, имеет символическое значение.
Она обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском сражении в 1770 году, благодаря которой граф Алексей Орлов получил титул «Чесменского».
На портрете изображена комнатная левретка императрицы по кличке Земира, которую Екатерина очень любила (мраморное надгробие этой собачки было позже поставлено в том же парке), либо левретка Герцогиня (Дюшеса). (Музей-заповедник Царское село в одной из своих инсталляций даже шутливо переиначил название картины: «Екатерина II и левретка Земира, дочь сэра Тома Андерсона и леди Андерсон рассуждают о геополитическом значении Чесменской битвы»).
Слайд 13
Портрет поэта Г.Р.Державина
(1766-1826)
1795, картон, масло, 28.7х23.5см
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Слайд 14
Описание портрета
Xудожник запечатлел энергичного державного мужа, сенатора, члена
Российской академии и прославленного поэта — человека, увлеченного общественными
делами, просветительскими идеалами и творчеством. Живописец пишет великого сына России с предельным уважением и с дружеским расположением.
Полный силы и энергии, с румяным лицом, Державин изображен сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. В целом и композиция, и многоцветие колорита вполне традиционны для XVIII века. Боровиковский создал вполне жизненный образ Державина. Однако в этом раннем портрете, увлекшись красотою живописи, он не сумел раскрыть богатство внутреннего мира великого поэта, это удастся художнику во втором портрете.
Но все же этот первый портрет поэта в творчестве художников ХVIII столетия лучше всего соответствует и
Слайд 15
Портрет
Г. Державина работы В. Боровиковского 1811 г.
Слайд 16
«Портрет князя Александра Борисовича Куракина»
1801 - 1802
Государственная Третьяковская
галерея
Москва
Россия
Слайд 17
Описание портрета
“Портрет князя А. Куракина” — одна из
вершин в развитии русского парадного портрета.
Исполняя заказной портрет
ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого:
«Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»
И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».
«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.
Слайд 18
Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла
I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле
лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.
Слайд 19
Портрет Муртазы Кули-хана
Брат шаха Персии Ага-Магомета.
Был посланником в
Петербурге, жил в России в 1795-1800гг.
Портрет был заказан императрицей
1796г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 12
Слайд 20
Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит
яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес
официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.
Слайд 21
К примеру портрет О. К. Филипповой, жены
друга Боровиковского - архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора.
Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой - все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого - почти детская нежность и мечтательная задумчивость.
Слайд 22
Портрет О.К.Филипповой
1790г, холст, масло,66.5x51.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 12
Слайд 23
Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии
женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е.
А. Нарышкиной, «Лизонька и Дашенька» портрет сестер Гагариных и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Слайд 24
«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»
Вторая половина 1790-х
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия
Слайд 25
«Портрет Елены Александровны Нарышкиной» 1799г.
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Россия
Слайд 26
Лизонька и Дашенька» 1794г.
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Россия
Слайд 27
«Портрет княжен А.Г.Гагариной и В.Г.Гагариной» 1802 г.
фрагмент
Государственная Третьяковская
галерея
Москва
Слайд 28
Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И.
Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской
портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея - слияние человека с природой.
Слайд 29
Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального
русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки,
золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.
Слайд 30
«Портрет М.И.Лопухиной» 1797г.
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Слайд 31
Стихи Якова Полонского
Через много-много лет после того, как
Боровиковский нарисовал портрет Марии Ивановны Лопухиной, один поэт, взглянув
на него, написал:
Она давно прошла,
и нет уже тех глаз
И той улыбки нет,
что молча выражали
Страданье — тень любви,
и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский
спас...
Яков Полонский
Слайд 32
Ссылки:
1.Фильм «Владимир Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной»
http://www.youtube.com/watch?v=7geEa6EWEUA
2. Фильм
«Изобразительное искусство России XVIII века»
http://www.youtube.com/watch?v=3Gu9Ffw6ano
Слайд 33
Боровиковский сохранял свое блестящее мастерство и зоркость
глаза на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг.
его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.
Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма. Он увлекся мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.