Слайд 2
Фе́ликс Эдму́ндович Дзержи́нский ( прозвища Желе́зный Фе́ликс, ФД,
Красный Палач, подпольный псевдонимы: Я́цек, Я́куб, Переплётчик, Фра́нек, Астроно́м,
Ю́зеф, Дома́нский; 30 августа [11 сентября] 1877 год, родовое имение Дзержиново, Ошмянский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Воложинский район, Минская область, Беларусь) — 20 июля 1926 года, Москва, СССР) — профессиональный революционер, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК.
Один из инициаторов красного террора.
Член ЦК партии (1917—1926). Член Оргбюро ЦК РКП(б) (1919—1920, 1921—1924), кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) (1921, 1924—1926). Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) (1924—1926). Главный редактор журнала «Красный террор».
Слайд 3
ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Сын мелкопоместного польского дворянина-шляхтича, владельца хутора
Дзержиново (15 км от Ивенца), учителя гимназии Эдмунда-Руфина Иосифовича
Дзержинского. Мать — Хелена Дзержинская, дочь профессора Игнатия Янушевского.
Феликс Дзержинский родился недоношенным и получил при крещении два имени — Феликс Щенсный (Felix Szczęsny), латинское и польское, оба означают — счастливый; в честь благополучного рождения — его мать накануне родов упала в открытый погреб, но ей повезло не разбиться и родить (пусть и до срока) здорового ребёнка. В семье было девять детей, когда в 1882 году отец умер от туберкулёза, Феликсу было пять лет, старшей из сестёр Альдоне — 12, а самому младшему — год с небольшим. В детстве Феликс мечтал стать ксёндзом.
Слайд 4
С 1887 года по 1895 год учился в
гимназии, там же осенью 1895 года вступил в литовскую
социал-демократическую организацию (подпольная кличка Астроном). Из документов следует, что он дважды отсидел в первом классе, а восьмой не окончил, получив на руки свидетельство, сообщающее: «Дзержинский Феликс, имевший от роду 18 лет, вероисповедания католического, при удовлетворительном внимании и удовлетворительном же прилежании показал следующие успехи в науках», а именно: закон Божий — «хорошо», логика, латинский язык, алгебра, геометрия, математическая география, физика, история, французский — «удовлетворительно», а русский и греческий языки — «неудовлетворительно». «Гимназист Дзержинский – серость, посредственность, без каких-либо ярких способностей», – вспоминал маршал Польши Юзеф Пилсудский, учившийся в той же гимназии, но несколькими классами старше.
Вёл пропаганду в кружках ремесленных и фабричных учеников. В июле 1897 года был арестован по доносу и заключён в Ковенскую тюрьму, где пробыл почти год. В 1898 году выслан на 3 года под надзор полиции в Вятскую губернию (город Нолинск). Здесь он поступил набойщиком на махорочную фабрику и стал вести пропаганду среди рабочих. За это его сослали на 500 вёрст севернее Нолинска в село Кай, откуда он в августе 1899 года бежал на лодке и пробрался в Вильно, затем - в Варшаву.
Дзержинский стал профессиональным революционером. Был сторонником вступления Литовской социал-демократической партии в Российскую социал-демократическую рабочую партию и последователем Розы Люксембург в национальном вопросе. В 1900 году участвовал в работе первого съезда Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ).
В январе 1900 года арестован и заключён в Варшавскую цитадель, позже в Седлецкую тюрьму. В январе 1902 года выслан на 5 лет в Вилюйск, некоторое время находился в Пересыльной тюрьмеАлександровского централа. По пути к месту поселения в июне 1902 бежал на лодке из Верхоленска и эмигрировал; на конференции СДКПиЛ в Берлине избран секретарём заграничного комитета партии. Работал также в Швейцарии. Организовал издание газеты «Червоны штандар» («Красное Знамя») и транспортировку нелегальной литературы из Кракова в Царство Польское. Делегат 4-го съезда СДКПиЛ (июль 1903), избран членом её Главного Правления.
Слайд 5
ЧЛЕН РСДРП
Во время революционных событий 1905 года возглавил
первомайскую демонстрацию, действовал в военно-революционной организации. В июле 1905
года арестован в Варшаве, в октябре освобождён по амнистии.
Делегат 4-го съезда РСДРП (1906, Стокгольм), введён в редакцию центрального органа партии, был представителем польских социал-демократов в военно-революционной организации РСДРП. С июля по сентябрь 1906 года находился в Петербурге, затем снова в Варшаве, где в декабре был арестован; в июне 1907 года освобождён под залог. На 5-м съезде РСДРП (1907) заочно избран членом ЦК РСДРП. В апреле 1908 года в Варшаве вновь арестован. В 1909 году приговорён к лишению всех прав состояния и пожизненному поселению в Сибири (село Бельское, затем Сухово и Тасеево, Канского уезда Енисейской губернии), откуда бежал в ноябре 1909 на Капри к М. Горькому. В 1910 году переехал в Краков, откуда нелегально приезжал в российскую часть Польши.
В марте 1910 года как секретарь и казначей главного правления партии действовал в Кракове, где женился на С. С. Мушкат. Активно выступал против того, чтобы придать деятельности партии «по возможности легальный, а социальному перевороту по возможности мирный и менее болезненный характер»; в связи с разногласиями внутри редакции газеты «Социал-демократ» писал в феврале 1911 года, что солидарен с политикой Ленина.
После нелегального возвращения в январе 1912 года в Варшаву был в сентябре снова арестован и в апреле 1914 года приговорён к 3 годам каторжных работ; отбывал их в Орловском централе. Дополнительно приговорён в 1916 году ещё к 6 годам каторги, отбывал её в Бутырской тюрьме в Москве, откуда был освобождён 1 марта 1917 года после Февральской революции.
Вместе со своей партией вошёл в состав РСДРП(б), избран членом московского комитета РСДРП и исполкома московского совета. Был делегатом 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б), где выступил против права наций на самоопределение; и 6-го съезда РСДРП(б), на котором избран в ЦК РСДРП(б) и Секретариат ЦК. Участник Демократического совещания (сентябрь 1917).
Вёл активную подготовку Октябрьской революции, организовывал отряды Красной Гвардии в Москве. 10 (23) октября 1917 участвовал в заседании ЦК РСДРП, принявшем решение о вооружённом захвате власти, введён в состав Военно-революционного центра, занимался организацией переворота. Участвовал в работе 2-го Всероссийского съезда советов, избран членом ВЦИК и Президиума ВЦИК, а 21 октября — в исполком Петроградского Совета. Выступал против соглашения с Викжелем о расширении партийного состава Советского правительства. Во время революции 25 октября осуществил захват Главного почтамта и телеграфа. Являлся наркомом обороны с 17 июня по 31 августа.
Слайд 6
ВСНХ
С 1924 года кандидат в члены Политбюро ЦК
партии. С февраля 1924 председатель ВСНХ СССР. Считал основным
фактором развития промышленности «ориентацию на широкий крестьянский рынок» и подчёркивал, что «нельзя индустриализироваться, если говорить со страхом о благосостоянии деревни», выступал за развитие мелкой частной торговли, за то, чтобы поставить частного торговца «в здоровые условия», защитив его от местных администраторов. Стремился снизить себестоимость продукции и цены на изделия промышленности путём опережающего роста производительности труда по отношению к заработной плате. Поддерживал специалистов ВСНХ — бывших меньшевиков как «замечательных работников».
Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе.
Дзержинский Феликс Эдмундович
Участвовал в борьбе против левой и объединённой оппозиций, поскольку они, по его мнению, угрожали единству партии и проведению НЭПа. Вместе с тем выражал в 1925—1926 годах несогласие с экономической политикой правительства, в связи с чем просил об отставке. Оспаривал мнение о приоритете государства и, в частности, армии в качестве базы развития металлопромышленности. Считал необходимым радикально изменить систему управления, чтобы преодолеть бюрократический «паралич жизни», полагая, что в противном случае страна «найдёт своего диктатора, похоронщика революции, — какие бы красные перья ни были на его костюме».
Слайд 7
СМЕРТЬ И ПОХОРОНЫ
20 июля 1926 года на
пленуме ЦК, посвящённом состоянию экономики СССР, Дзержинский произнёс двухчасовой
доклад, во время которого выглядел больным. В нём он подверг резкой критике Г. Л. Пятакова, которого он назвал «самым крупным дезорганизатором промышленности», и Льва Каменева, которого обвинил в том, что он не работает, а занимается политиканством.
Из-за нервного срыва ему стало плохо. В тот же день он скончался от сердечного приступа.
Похоронен на Красной площади в Москве у кремлёвской стены.