Слайд 2
Тематические направления 2017 года
Верность и измена
Равнодушие и отзывчивость
Цели
и средства
Смелость и трусость
Человек и общество
Слайд 3
Основные требования к темам сочинения
соответствие открытым тематическим
направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать
на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентрического характера сочинения (тема должна давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведённому на написание работы ( 3 часа 55 минут);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Слайд 4
Формулировка темы
1.Тема дана в форме высказывания (Общественное мнение
правит людьми. Блез Паскаль)
2.Тема дана в форме вопроса (Согласны
ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость?)
3.Тема дана в форме утверждения (Где смелость, там и победа.)
Слайд 5
Виды вступления:
1) Историческое
2) Аналитическое
3) Биографическое
4) Цитатное
5) Личностное
Виды заключения:
1) Обобщение сказанного
2) Риторический вопрос
3) Призыв к
читателю
4) Цитата
Слайд 6
Можно ли оправдать трусость?
Личностное
Тема, которую я выбрал,
не могла не вызвать интереса. Ведь она затрагивает проблему,
которая мне, молодому человеку, очень близка и понятна. Довольно часто приходится бывать в ситуации, которая требует проявления смелости, а в сердце закрадывается трусость, появляется желание уйти или избежать того, что может навлечь на тебя беду, принести моральное или физическое страдание. Можно ли оправдать трусость? Или можно и нужно её преодолеть?
Слайд 7
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть (А.П.
Чехов)
Тип заключения – призыв к читателю.
Подводя итог, скажу, что в жизни много неравнодушных людей. А ещё больше тех, кто нуждается в нашей доброте и нашем неравнодушии, сочувствии. Давайте подумаем: мы с вами способны проявить эти качества? Или уже наступил «паралич души», и мы с вами стали бездушными эгоистами, которые не способны нести добро людям, живущим рядом?
Слайд 8
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация.
Привлечение
литературного материала
____________________________________
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения
Критерий 4. Качество
письменной речи
Критерий 5. Грамотность
Слайд 9
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления
можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 10
Толкование понятий
Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова:
неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.
Измена - нарушение верности.
Возможные аспекты освещения темы
1. Верность/ измена в широком смысле.
2. Верность/ измена в любви.
3. Верность (измена) Родине, государственному долгу.
4. Верность /измена другу, товарищу, человеку, оказавшему доверие.
5. Верность/измена себе, своему призванию, моральным принципам, целям, слову, религиозным убеждениям.
6. Верность животных своим хозяевам.
Слайд 11
Верность
Синонимы:
преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение,
рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность, правильность, безошибочность, справедливость,
достоверность; любовь,; несомненность, непогрешимость, правоверность, приверженность, бесспорность, очевидность, доподлинность, самоочевидность, надежность, неискаженность.
Измена
Синонимы:
предательство, вероломство, неверность; блуд, штрейкбрехерство, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, прелюбодеяние, отступничество, адюльтер.
Слайд 12
Список рекомендуемых произведений
по направлению «Верность и измена»
1.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
2. А. С. Пушкин.
«Капитанская дочка», «Евгений Онегин».
3. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
4. И. А. Гончаров. «Обломов».
5. И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
6. Л. Н. Толстой . «Война и мир», «После бала».
7. А. П. Чехов. «О любви», «Ионыч».
8. И. А. Бунин. «Темные аллеи» и другие рассказы.
9. А. И. Куприн. «Куст сирени», «Гранатовый браслет».
10. В. Г. Короленко. «Дети подземелья».
11. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
12. В. А. Каверин. «Два капитана».
13. В. В. Быков. «Сотников».
14. Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»
Слайд 13
Цитаты к сочинению по направлению «Верность и измена»
Благородное
сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)
Доверие — признак
мужества, а верность — свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)
Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)
Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. (Н.Г. Чернышевский)
Слайд 14
Примерные темы сочинений по направлению «Верность и измена»
Важно
ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
Согласны ли
вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
Как вы понимаете слова Дж. Свифта: «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии?»
«Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души» (Н.Г. Чернышевский)
Лучше красота верности или красота внешности?
Можно ли простить измену?
Почему «благородное сердце не может быть неверным» (О. Бальзак)?
Слайд 15
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
2. Равнодушие и отзывчивость
Темы данного
направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».
Как мы знаем, конфликты делятся на два типа: внутренние и внешние. В данном направлении рассматривается один из главных конфликтов человечества - это конфликт человека и общества. В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.
Слайд 16
Толкование понятий
Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся
как безразличие, холодность, безучастность, по отношению к каким-либо людям,
действиям, событиям.
Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор , стимулирующий рождение пороков у других людей.
Отзывчивость - положительное духовно - нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.
Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра.
Слайд 17
Возможные аспекты освещения темы «Равнодушие и отзывчивость»
Равнодушие и
отзывчивость по отношению к людям:
а) к близким, друзьям,
незнакомым людям, нуждающимся в помощи;
б) к бедам и к чужой радости.
2. Равнодушие в любви.
3. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
4. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
5. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности, проявляющиеся в эгоизме и фанатизме.
Слайд 18
Равнодушие
Синонимы:
безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность, малочувствительность, бесстрастность, холодность, вялость,
холодок, бесчувствие, холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность,
апатия, апатичность,
Отзывчивость
Синонимы:
мягкость, мягкосердечие, сердечность, доброта, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.
Слайд 19
Список рекомендуемых произведений
по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
1.
Л.Н. Толстой. «Война и мир», «После бала».
2. Ф.И. Достоевский.
«Преступление и наказание».
3. Н.С. Лесков. «Старый гений».
4. А.П. Чехов. «Тоска», «Крыжовник», «Вишнёвый сад».
5. В.Г. Короленко «Дети подземелья».
6. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
7. Л. Н. Андреев. «Кусака».
8. А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире».
9. К.Г. Паустовский. «Телеграмма».
10. А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».
11. Е. И. Носов. «Кукла».
12.В.П. Астафьев. «Людочка».
Слайд 20
Цитаты к сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Худший
грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие;
вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (Индийская пословица)
Равнодушие – самая страшная болезнь души. (Алексис Токвиль)
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В.А. Сухомлинский)
Слайд 21
Примерные темы сочинений по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Согласны
ли вы с Б. Шоу, утверждавшим: «Худший грех по
отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
Вы согласны, что равнодушие «разъедает душу человека»?
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского : «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Что важнее: выражение сочувствия или реальные дела?
Слайд 22
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
3. «Цели и средства».
Понятия данного направления
взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 23
Толкование понятий
Цель - результат, объект стремления, то, что
надо, желательно осуществить, основополагающая часть жизни человека.
Средство –
метод, прием, путь, который избирает человек для достижения своих целей.
Возможные аспекты освещения темы:
Цели
Бывают разные: а) высокие и низменные, б) истинные и ложные,
г) достижимые и недостижимые, д) корыстные и бескорыстные.
2. Цель как необходимое условие самореализации человека.
3. Цель как источник духовного и интеллектуального развития личности.
4. Цель – двигатель прогресса, общественного развития.
5. Цель как воплощение смысла жизни.
Средства
1. Действия человека, слова, предметы, используемые для достижения цели.
2. Средства бывают законные и незаконные, способствующие утверждению добра и справедливости, и «грязные», низменные, попирающие честь, достоинство людей.
Слайд 24
Цель
Синонимы:
намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект,
расчёт, мишень; мета, виды, конец, мечта, идеал, стремление, предмет
(сладчайших грез), чтобы; самоцель, умысел, предел мечтаний, высшая цель, ориентир, интенция, смысл, установка, назначение, целеустановка, функция, миссия, мечта-идея.
Средство
Синонимы:
способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье.
Слайд 25
Список рекомендуемых произведений к сочинению
по направлению «Цели и
средства»
1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума.
2. А.С. Пушкин. «Капитанская
дочка», «Пиковая дама».
3. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
4. Н.В. Гоголь. «Мертвые души», «Портрет».
5. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
6. Л.Н. Толстой. «Война и мир».
7. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
8.М.А. Шолохов. «Судьба человека».
9. В.А. Каверин. «Два капитана».
Слайд 26
Цитаты к сочинению по направлению
«Цели и средства»
Чтобы
дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де
Бальзак)
Когда цель достигнута, о пути забывают. (Ошо)
Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)
Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)
Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По)
Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский)
Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Гёте)
Человек вырастает по мере того, как растут его цели. (И. Шиллер)
Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)
Слайд 27
Примерные темы сочинений по направлению
«Цели и средства»
Справедливо
ли высказывание Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима,
не изменяйте цель – изменяйте свой план действий»?
Достижение какой цели приносит удовлетворение?
Всякая ли цель оправдывает средства ее достижения?
Почему важно иметь цель в жизни?
Как вы понимаете слова О. де Бальзака: «Чтобы добиться цели, надо прежде всего идти».
Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь великой цели?
Как вы понимаете смысл высказывания Шиллера: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели»?
Слайд 28
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
4. «Смелость и трусость»
В основе данного
направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Слайд 29
Толкование понятий
Смелость - положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся
как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с
риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать цели.
Трусость - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение малодушного человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям.
Возможные аспекты освещения темы:
Смелость/трусость на войне.
Смелость/трусость в творчестве, в борьбе за свои идеалы.
Смелость/трусость перед лицом власти.
Смелость/трусость в любви.
Смелость/трусость в дружбе .
Смелость как необходимое условие преодоления страха перед жизнью.
Слайд 30
Смелость
Синонимы:
отвага, решимость, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия;
присутствие духа, подъём духа; дух, храбрость, желание сказать истину,
дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, рискованность, отчаянность, дерзостность, дерзание, дерзость, дерзновенность, удаль, доблесть.
Трусость
Синонимы:
боязливость, робость, малодушие, боязнь; опасливость, испуг, трусливость, несмелость, пугливость, трусоватость.
Слайд 31
Список рекомендуемых произведений
по направлению «Смелость и трусость»
1.А.
С. Пушкин. «Капитанская дочка».
2. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
3. Л.
Н. Толстой. «Война и мир».
4. В.М. Гаршин. «Трус».
5. А. М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».
6. М.А. Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
7. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
8. В. В. Быков. «Сотников».
9. В. Л. Кондратьев. «Сашка».
10. Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие...».
11. В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Слайд 32
Цитаты к сочинению по направлению
«Смелость и трусость»
Смелость
– это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М.
Твен)
Смелость – начало победы. (Плутарх)
Творчество требует смелости. (А. Матисс)
Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)
Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)
Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)
Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)
Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)
Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
Слайд 33
Примерные темы сочинений по направлению
«Смелость и трусость»
Согласны
ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
Как
отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
Трусливый друг страшнее смелого врага?
Где смелость, там и победа?
Всегда говорить правду – смелость или глупость?
Вы согласны с утверждением Эдмунда Бёрка: «Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость»?
Справедливо ли утверждение М. Ганди, что «трусость не может быть моральной»?
Слайд 34
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
5. Человек и общество
Для тем
данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 35
Толкование понятий
Человек – живое существо, обладающее даром мышления
и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими.
Общество
– совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности.
Возможные аспекты освещения темы «Человек и общество»
Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума.
Независимость суждения отдельно взятой личности.
Влияние социума на решения человека, его вкусы человека и жизненную позицию.
Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности.
Влияние личности на общество.
Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за их настоящее и будущее .
Роль личности в истории.
Нивелирование, утрата личностью индивидуальности, превращение ее в часть общего механизма государственной системы.
Противопоставление «личности» и власти.
Слайд 36
Человек
Синонимы:
лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица,
человеческое существо.
Общество
Синонимы:
социум, люди, община; толпа; общественность, окружение, среда,
публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, группа.
Слайд 37
Список рекомендуемых произведений по направлению
«Человек и общество»
1.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
2. А.С. Пушкин. «Цыганы», «Евгений
Онегин», «Медный всадник».
3. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
4. И.А. Гончаров. «Обломов».
5. А.Н. Островский. «Гроза».
6. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
7. Л.Н. Толстой. «Война и мир», «После бала».
8. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
9. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик».
10. А.П. Чехов. «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Смерть чиновника».
11. А.М. Горький. «На дне».
12. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
13. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».
14. Е. Замятин. «Мы».
15. Дж. Оруэлл. «1984».
Слайд 38
Цитаты к сочинению по направлению
«Человек и общество»
Человек
становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
Создает человека
природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
Человек без людей что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)
Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)
Быть в обществе просто скучно. А быть вне общества – уже трагедия. (О. Уайльд)
Слайд 39
Примерные темы сочинений по направлению
«Человек и общество»
Один
в поле не воин?
Согласны ли вы с мнением Л.Н.
Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
Как вы понимаете утверждение Антуана де Сент-Экзюпери: «Все дороги идут к людям»?
«Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
Может ли один человек изменить общество?
Как вы понимаете слова Г. Фейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
Подтвердите или опровергните утверждение И. Гете: «Лишь в людях себя познать способен человек».
Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
«Просто быть Человеком – самый главный и самый не востребованный обществом талант. (И. Красовский)
Слайд 41
Комментарии
На этапе выбора темы вы можете набросать
на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы.
После
того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении.
Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
Подбирая материал, выделяйте в нем главные и второстепенные сведения.
Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения.
Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
Слайд 42
Тезис 2
Пример из
литературы
Вывод
Проблемный
вопрос
Тезис 3
Пример из
литературы
Тезис 1
Пример из
литературы
Слайд 43
Раскрывая тему «Что слушать: разум или сердце?», следует ответить
на вопрос: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решение: к
разуму или к чувствам?». В результате можно сформулировать следующие тезисы:
Тема: «Что слушать: разум или сердце?»
Проблемный вопрос: «К чему должен прислушаться
человек, принимая решения: к разуму или сердцу?»
Тезис 1
Мир, лишенный
теплоты чувств,
жесток, бесчеловечен.
Е.И. Замятин. «Мы»
Тезис 2
Поддавшись чувствам,
люди могут совершить
непоправимые ошибки.
Толстой. Война и мир.
Тезис 3
Конфликт разума
и чувства может быть
разрушителен для
человека.
Достоевский.
«Преступление
и наказание»
Тезис 4
Человек может прийти к
гармонии разума и чувств.
Пьер Безухов в «Войне и
мире» Толстого.
Вывод:
Разум и чувства должны дополнять друг друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки
Слайд 44
Развёрнутый план работы может напоминать конспект,
в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены
цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
План-конспект на тему :«Проблема взаимоотношений личности и общества и ее отражение в русской литературе».
Вступление
Проблема взаимодействия и сложного противостояния личности и общества, нашедшая отражение в литературе XIX в., оставалась актуальной как для писателей ХХ века, так и для современных художников слова, воссоздавших трагические страницы жизни народа в период великих испытаний, образы бунтарей и праведников, романтиков и скептиков, сибаритствующих прожигателей жизни и неутомимых тружеников, искателей истины. Писатели привлекали внимание читателей к насущным проблемам своего времени.
II. Основная часть.
1)Примеры влияния социума и общественного мнения на решения, вкусы человека, его жизненную позицию.
Слайд 45
Тема зависимости личности от общества в поэме А.С.
Пушкина «Цыганы» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
2.
Тема конфликта общества и отдельно взятой личности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Герой произведения А.С. Пушкина «Цыганы», Алеко, вступивший в конфликт с обществом («его преследует закон»), пытается жить жизнью вольного цыганского табора, отказавшись от законов общества, в котором был воспитан. Но, сформированная в условиях несвободы, его личность оказывается зависимой от привычек и требований покинутого им мира. Истину открывает Алеко старый цыган: «Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь ищешь воли».
Персонажа комедии А.С. Грибоедова Алексея Степановича Молчалина, в отличие от пушкинского Алеко, вполне устраивают законы фамусовского общества, позволяющие «и награжденья брать, и весело пожить», поэтому он легко приспосабливается к высшим чинам, пользуется покровительством знатных дам, низкопоклонствует и лицемерит. Именно такой человек «достигнет степеней известных» , а не «карбонари» Чацкий.
Слайд 46
Жизненные идеалы Александра Андреича Чацкого были сформированы под
влиянием неприятия ценностей московского общества. Отстаивая идеи гражданственности, образования,
развития национальной культуры, «служенья делу, а не лицам», Чацкий бросает открытый вызов своим противникам и сталкивается с нежеланием воспринимать его идеи. Общество, чтобы обезопасить себя, распространяет сплетню о сумасшествии Чацкого, изгоняя посягнувшего на его уклад романтика, обрекая его на одиночество и странничество.
2) Примеры ответственности человека перед обществом за все происходящее в настоящем и будущем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров, сторонник идеи революционного переустройства общества, предполагающего разрушение старого отжившего уклада («сперва место нужно расчистить»), натура цельная, деятельная, могучая, честная, убедившись в несовершенстве своей нигилистической идеи, признает свою ответственность перед обществом за ее распространение среди молодежи, не изворачивается и не оправдывает своих ошибок, критикуя себя за самоуверенность и безапелляционность: «Решился все косить – валяй и себя по ногам!..»
Слайд 47
3) Примеры утраты личностью индивидуальности, превращения ее в
часть общего механизма государственной системы (по произведениям Н.В. Гоголя
«Шинель», А.П. Чехова «Смерть чиновника»,Е. Замятина «Мы»)
Подобрать примеры самостоятельно!
Слайд 48
4) Примеры несправедливого устройства общества с точки зрения
вечных законов, управляющих человечеством (по произведению И.А. Бунина «Господин
из Сан-Франциско»
Гигантская «Атлантида», на которой путешествует к острову наслаждений, Капри, герой произведения И.А. Бунина «Господин и Сан-Франциско, американский миллионер, – это своего рода модель человеческого общества: с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют привилегированные классы. Изображая паразитизм жаждущих наслаждения жизнью «чистых», населяющих верхние палубы этого «ковчега» цивилизации, автор обращает внимание читателя на пустоту и бессмысленность их существования в этом «механическом раю», где нет любви, а есть пара, нанятая специально изображать любовь, где все подчинено власти «дьявола», наблюдающего за уходящей вдаль «Атлантидой», которая кажется ореховой скорлупкой на фоне гудящего, живого могучего Океана.
Слайд 49
5) Примеры бездуховности современного буржуазного общества в рассказе
Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Общество лишь похоже на отлаженную машину:
в борт Атлантиды с силой ударяют бушующие волны гудящего Океана. Но страх человека перед стихией, о котором напоминает издающая утробные звуки, «поминутно взывающая из ада» «в тоске» и «смертной злобе» сирена, заглушен звуками «струнного оркестра». И все пассажиры верят в свое безмятежное существование под надзором своего «рыжего идола» - командира корабля. Утратившие естественную связь с природой, стремящиеся к плотским удовольствиям, пораженные «вирусом» гордыни, пассажиры корабля обезличены, утратили индивидуальность, делают все ненатурально (даже развлечения им нужны лишь для возбуждения аппетита!), их жизнь доведена до автоматизма. Не чувствуют они и приближения смерти (духовной и физической). Символично, что в трюме Атлантиды, завершающей свое кругосветное путешествие из Старого Света в Новый Свет, находится тело умершего господина из Сан-Франциско, о котором, кстати, все забыли, танцуя на верхней палубе корабля.
Не случайно за кораблем внимательно следит Дьявол…
Искусственной жизни пассажиров Атлантиды, утративших все естественные движения души, противопоставлены жители Капри, живущие в гармонии с природой и не утратившие ни веры в заступничество Девы Марии, ни способности радоваться жизни. Именно таким людям суждено остаться живыми на века на полотнах великих художников в отличие от «бездушных» «человеко-машин» Нового Света.
Слайд 50
6. Тема неизбежной гибели бездушной и бездуховной цивилизации
в рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина
В рассказе «Господин
из Сан-Франциско» постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка. Она была заложена писателем в эпиграфе «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», который был снят Буниным в последней редакции рассказа. Автор взял эту фразу из Библии. Она напоминает о пире Валтасара перед падением Халдейского царства и предвещает катастрофу. Помимо этого упоминание о Везувии, погубившем Помпею, усиливает мысль о грядущем конце.
III. Вывод
На основании сказанного, можно сделать вывод, что проблема взаимоотношений личности и общества, оставаясь в центре внимания русских писателей XIX-XX вв., подверглась глубокому всестороннему осмыслению.
Заостряя внимание читателей на актуальных проблемах, касающихся противоречий между человеком и обществом, писатели способствовали поиску путей и способов их разрешения.
Слайд 51
Работа над композицией сочинения
Критерием оценки сочинения №3 является
композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.
Традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление,
задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом
Слайд 53
В качестве примера приведём анализ структуры сочинения на
тему «Любить природу — значит любить родину (М. Пришвин)»:
Слайд 56
Как писать вступление. Варианты вступления
Слайд 58
Как писать основную часть
Основная часть — это проверка того,
насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть
посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.
Слайд 59
Типичная структуру абзаца текста-рассуждения
Слайд 60
Новый абзац — это новая мысль, так или
иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от
одной мысли к другой.
Слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой);
итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод)
Слайд 61
Как писать заключение. Варианты заключения
Слайд 63
Приёмы и методы работы учителя при подготовке с
итоговому сочинению
Работа со структурными схемами, предполагающая следующие задания:
Дополните схему
сформулированным тезисом. Укажите автора и произведение, в котором рассматривается выдвинутая вами проблема.
На основе тезисов сформулируйте тему (или проблему) сочинения.
2. Дополните составленный план-конспект вашими аргументами по данной проблеме на основе указанных произведений литературы.
3. Ознакомьтесь с вариантами вступления/заключения. Составьте по одному варианту на каждый вид вступления/заключения на основе предложенной темы.
4. Составьте тезисный план, сформулируйте аргументы к сочинению по творчеству И.А. Бунина на одну из тем:
В чем своеобразие бунинского подхода к проблеме «Человек и общество»? (По рассказу «Господин из Сан-Франциско»)
«Проблема верности и измены в рассказах И.А. Бунина о любви».
«Достижение какой цели может принести удовлетворение?» (По рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник».)
Слайд 64
Типичные ошибки выпускников
при написании итогового сочинения
Слайд 65
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего
высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который
станет текст сочинения.
Выбор и обдумывание темы сочинения
Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки. За несоответствие аргументов теме, искусственно «притянутые» аргументы также ставится «незачёт» за работу.
Слайд 66
Типичные ошибки в содержании итоговых сочинений
Неумение выделить ключевые
слова темы
Что дом может рассказать о своём хозяине?
Непонимание терминов
и понятий в формулировке темы
В помощь выпускнику философский и психологический Интернет-словари Философский и психологический
http://psychological.slovaronline.com/Д/527-DRUZHBA;
http://www.onlinedics.-ru/slovar/fil/d/druzhba.html; http://www.persev.ru/lyubov
Слайд 67
Неумение определить и сформулировать главную мысль сочинения.
Ошибки в
подборе литературного материала.
В сочинении использовано мало литературного материала (мысли
не подкреплены аргументами и литературными примерами, отсутствует обращение к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.).
Сочинение перегружено материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
Литературные примеры не соответствуют тезисам и аргументам.
Не определен аспект доказательства главной мысли сочинения.
Слайд 68
Критерием оценки сочинения №3 является
смысловая целостность сочинения.
Традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление, задача которого —
ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.
При определении структуры и композиции сочинения не нужно забывать о соразмерности и логическом порядке его частей.
Слайд 69
Логические ошибки
Логическая ошибка – нарушение правил или законов
логики. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении
развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Слайд 72
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №4. В соответствии
с критерием №5 оценивается грамотность. Самые типичные ошибки, которые
часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Слайд 73
Фактические ошибки
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах,
лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Слайд 74
Речевые ошибки
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и
сочетаемости слова.
Слайд 76
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой
единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки
связаны с нарушением грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Слайд 78
Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
При
редактировании черновика следует:
выделить в работе все необходимые абзацы, отделив
доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.
При переписывании сочинения начисто важно:
помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.